Старинные русские народные инструменты звучат с особым колоритом. Один из них, возродившийся сравнительно недавно — домра. Её звук, светлый и журчащий словно ручеёк, завораживает и придает очарование народным мелодиям.
Содержание статьи
Что такое домра
Домра — древний славянский музыкальный инструмент, выполненный из дерева, относится к категории струнных щипковых. Она почти два столетия была несправедливо забыта и возродилась лишь недавно.
История возникновения
Происхождение домры остаётся загадкой. По одной версии инструмент пришел с востока. Он схож по строению и принципу игры с казахской домброй и турецкой багламой, которые ведут свою историю от восточного танбура. В пользу этого предположения говорит и название “домра”, что в переводе с тюркского означает “балалайка”.
Некоторые историки родиной домры считают Европу. Подобные инструменты известны со времен Древней Греции и назывались одинаково — лютней.
Когда появилась первая домра у славян никто точно не знает. Сведения о ней историки взяли из письменных упоминаний в документах Х века.
В 16 веке уже были известны несколько разновидностей инструмента: самая маленькая домра высокого тембра звалась ласково “домришка”, самую большую величали домрой басистой.
В 1648 году был издан государственный указ о преследовании скоморохов за язвительные высказывания в адрес властей. Их музыкальные инструменты изымали и сжигали. Это привело к тому, что в XVII столетии след домры теряется.
Вторую жизнь она обрела неожиданно в конце XIX столетия. В. В. Андреев в Вятской губернии обнаружил интересный экземпляр, по описанию похожий на старинную домру и занялся его реконструкцией. Вместе с мастером Налимовым они в 1896 году фактически создали инструмент снова.
Андреев как раз искал ведущую линию для своего оркестра балалаек. С 1896 по 1890 год Налимов сконструировал ансамблевые разновидности, вошедшие в состав Великорусского Оркестра. Но звучания в узком диапазоне оказалось недостаточно.
В 1908 году мастер Буров придумал и разработал домру со звучанием в скрипичном ключе. Она имела четыре струны, что давало преимущества по тональным возможностям, но уступала по богатству тембра.
В 1945 году специально для домры был написан Инструментальный концерт с оркестром русских народных инструментов, и она начинает использоваться в сольных выступлениях.
Как устроена домра
Строение домры сложностью не отличается. Она состоит:
- из корпуса;
- грифа;
- головки с колковым механизмом;
- порожков;
- струн.
Корпус представляет собой кузов, собранный из 7 березовых частей (клепок). Сверху он прикрыт декой, по бокам опоясан обечайкой.
В средней части деки вырезан голосник и 6 резонаторных отверстий поменьше.
Накладка (панцирь) — жёсткая пластина из дерева или пластика, которая предохраняет деку от ударов. Функция верхнего и нижнего порожков направлять струну. Подставка не даёт ей касаться деки и перенаправляет вибрацию на корпус.
Поверх удлиненного грифа устанавливают накладку с дорожками из металла. Расстояние между двумя дорожками – лад. Отсчитываются лады от верхнего порожка. У грифа есть головка, где расположены колки для крепления и регулировки натяжения струн.
Верхний порожек установлен там, где соединяются головка и шейка грифа и влияет на расстояние между струнами и грифом. На деке находится подставка. Её центр — 12-й лад. Наклейки на её верхней стороне помогают в настройке и выравнивании тона.
Все детали домры изготавливают из хорошо просушенного дерева. Корпус и подставка чаще всего из клена. Дека пихтовая или еловая, наклейка и порожки выполняются из твердых пород древесины или черного дерева. Навесной подлокотник — из клена.
Струны делают из стали, реже применяются синтетические. Диаметр их отличается:
- первая струна сечением 0,3 мм;
- вторая — 0,4;
- третья — 0,56.
Для придания инструменту своеобразного звучания у третьей струны шелковое покрытие. Струны закреплены на кнопках, тянутся через прорезь в подставке и крепятся к колковому механизму.
Как звучит домра
Туго натянутые струны дают звонкий, сильный, но быстро затухающий звук с бархатистым теплым оттенком.
Создание разных видов инструмента расширило область применения. Трепетное задушевное звучание позволяет занять ему роль примы в оркестре.
Басовая домра играет мягко и завораживающе, на низких нотах тяжеловато. Чтобы сильнее приглушить звук, для игры на ней используется кожаный медиатор. Пикколо отличается громким и резковатым голосом и звучит на октаву выше написанных нот. Теноровая, альт и контрабасовая транспонируют на октаву ниже.
Как играют на домре
Исполнитель при игре сидит, положив ногу на ногу, слегка наклонившись вперед, к инструменту. Домра на правой (лежащей сверху) ноге. Звук извлекается при одновременной работе обеих рук. Левая согнута под прямым углом и удерживает гриф, прижимая пальцами струны на нужных ладах. Правая расположена на струнах возле голосника.
Звук извлекают медиатором или пальцами. Основные приёмы игры:
- Стаккато — движение медиатором одностороннее вверх или вниз, с извлечением коротких отрывистых звуков;
- Тремоло — разносторонние движения медиатором, при которых получается длинный протяжный звук;
- Пиццикато (щипок) — игра без медиатора, пальцами в одном направлении, звук короткий затухающий.
Разновидности домр
Инструмент классифицируют по числу струн и звучанию. Основные разновидности: 3х- и 4х-струнные.
Четырехструнные с квинтовым строем распространены как национальный инструмент в Беларуси и на Украине. Диапазон в три октавы от соль малой октавы до ля 4-й.
Трехструнные квартового строя — это традиционный русский инструмент, диапазоном от ми 1-й октавы до ре 4-й. На грифе 3-хструнного инструмента имеется 24 лада.
По звучанию различают несколько видов домр:
- Малая названа так не из-за размера. Это солирующая домра, прима, ведущая в оркестре. Используется в качестве соло в сопровождении баяна, гитары, фортепиано. Настраивается со второй открытой струны. Ей присуща ровная звучность во всех диапазонах кроме пяти самых верхних звуков. Популярна для обучения игре.
- Домра пикколо самая маленькая из всех разновидностей с самым высоким голосом и сильным звуком.
- Меццо-сопрано и теноровая — редкие разновидности.
- Альтовая в среднем регистре даёт выразительный звук напевных мелодий, верхние крайние ноты звучат немного напряженно.
- Басовая и контрабасовая самые большие по размеру. Они заполняют басовую линию в оркестре своим густым, глубоким звуком.
Сфера использования
Звонкий голос инструмента издревле служил аккомпанементом для песен и сказок, былин и преданий. Домра сопровождала празднества, пляски и гуляния, развлекался ею народ на ярмарках.
Воссозданная домра представляет немалую ценность для ансамблевой и оркестровой музыки. В народных ансамблях домра солирует. В оркестре русских народных инструментов насчитывается до 20 домр-прим, 3-6 басовых, более 4 альтовых и 1 пикколо.
Ей доступно воспроизведение композиций разного уровня сложности. Современные исполнители играют на домре переложенные сочинения классиков, стили кантри, рок-н-ролл, авангард.
Современная домра ещё молода и отличается большими техническими возможностями.
Интересные факты
Несколько наиболее примечательных фактов об инструменте:
- Первые домры изготавливали из тыквы. Её разрезали, вычищали и высушивали на солнце. Струны для инструмента делали из жил животных.
- Патриарх Никон в 1654 году приказал собрать у народа скоморошичьи “бесовские” инструменты. По историческим данным пять телег гуслей, домр и гудков сожгли на берегу Москвы-реки.
- 4-хструнная домра имеет скрипичный строй. Это позволяет исполнять на ней репертуар для скрипки и мандолины.
- “Домровый Паганини” — так называют домриста А. А. Цыганкова, виртуозно владеющего техникой игры. Народные песни в его обработке зазвучали по-новому и приобрели неповторимый колорит.
- Домра является прообразом русской балалайки. Инструменты относятся к одному виду, похожи по устройству и приемам игры.
- В древности на Руси музыкантов, играющих на домре, называли домрачеями. Современные исполнители — домристы.