Музыкальный инструмент октобас

Как выглядит музыкальный инструмент октобас и какие у него размеры в сравнении с контрабасом?

Октобас — это крайне экспериментальный музыкальный инструмент из семейства смычковых. Он был создан для того, чтобы получить более низкое звучание, чем у контрабаса. Он не получил широкого распространения. Лишь некоторые крупные симфонические оркестры применяют октобас для придания произведениям особого специфического колорита.

Что такое октобас

Октобас — это самый крупный инструмент в семействе скрипичных. Внешне он выглядит как контрабас, однако отличается от него размерами. Он достигает 4 м в высоту. При этом его ширина составляет около 2 м. Октобас – это струнный инструмент, который, несмотря на свои размеры, имеет строение, характерное для контрабаса. Оно включает следующее элементы:

  • верхняя дека;
  • нижняя дека;
  • гриф;
  • головка;
  • струнодержатель;
  • подставка;
  • шейка;
  • колки;
  • смычок.

На верхней деке присутствуют 2 эфы. Из-за размеров инструмента музыкант во время игры вынужден стоять на табуретке. Гриф трёхструнный. В верхней части корпуса расположена особые рычаги, при нажатии на которые музыкант может осуществлять прижатие струн к планке. Таким образом, использование октобаса существенно отличается от игры на контрабасе.

Струнный инструмент октобас
Инструмент обладает внушительными габаритами.

История происхождения

На 18 век пришелся пик экспериментов над инструментами для получения новых звуков. Особый интерес мастеров вызвали возможности изменения размеров контрабаса для получения более низких звуков. Примерно в одно и то же время работа над созданием увеличенной версии контрабаса велись во многих странах.

Считается, что первым инструментом, который можно условно назвать октобасом, являлся Голиаф. Он полностью копировал строение контрабаса, однако его длина составляла 2 м 60 см. Он был сконструирован так, что на нем должны были играть сразу 2 человека. Таким образом, один стоял на табуретке и зажимал струны, а другой воздействовал на них смычком. Это сильно затрудняло игру.

Первый трёхструнный октобас был изготовлен мастером Ж.Б. Вийомом. Он был представлен публике в 1849 году и достигал 3 м 48 см высоту. Он имел определенные отличия от классического контрабаса. Его создатель предусмотрел небольшую площадку, на которую исполнитель мог становиться для того, чтобы воздействовать смычком на струны. Однако даже в этом случае человек бы не смог достать до шейки этого инструмента.

Кроме того, расстояния между струнами были достаточно большими, а сами струны – толстыми, поэтому зажимать их пальцами не представлялось возможным. Для решения этой проблемы создатель инструмента предусмотрел особый механизм, позволяющий прижимать струны с помощью особых ручных рычагов. Для оперирования рычагами задействуется левая рука. При этом правой рукой исполнитель воздействует на струны смычком. Это стало классическим вариантом октобаса.

Игра на октобасе

Примерно в то же время был создан еще один вариант этого музыкального инструмента. Его сделал мастер Д. Гейер, проживавший в городе Цинциннати. Длина составляла 4,5 метра, при этом ширина достигала 2 м. Число изготовленных экземпляров было достаточно невелико. Они сейчас хранятся в музеях, расположенных в Париже и Фениксе. В 2016 году инструмент был подарен Монреальскому симфоническому оркестру. Он сейчас считается единственным оркестром, у которого есть октобаса.

Из-за своих огромных размеров и сложности игры, октобас не получил широкого распространения. В большей степени он является украшением, привлекающим внимание к музеям. Сейчас многие компании, занимающиеся производством музыкальных инструментов, выпускают октобасы ограниченными сериями. Они в большей степени представляют интерес для людей, занимающихся коллекционированием. Сейчас есть только одно музыкальное произведение, которое не может быть исполнено без октобаса – это месса соль-мажор в честь святой Цицилии, которую написал композитор Ш. Гуно.

Звучание

Строй определяют ноты “до”, “соль”, “ре”. Октобас характеризуется глухим звучанием. Отмечается, что звук настолько низкий, что находится на грани возможности человеческого слуха. При исполнении музыкальных композиций использовался только крайне ограниченный диапазон ноты “ля”.

Такие ограниченные возможности разочаровали создателей музыкального инструмента. Звук, который можно получить с его помощью, менее глубокий и насыщенный, чем у контрабаса. Во многом это обусловило прекращение экспериментов по увеличению размеров контрабаса.

Техника игры

Техника игры на октобасе та же, что и на скрипке, однако в силу слишком больших размеров, необходимости нажатия на рычаги и поддержания достаточно крупного смычка на весу, значительно снижается скорость исполнения скачков, пассажей и гамм. Дирижер должен учитывать ограничения, которые накладывают большие размеры инструмента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. Игорь

    Инструмент впечатляет своим видом, но широкого распространения не получил т.к. уступает тому же контрабасу по насыщенности звука.

    1. Лев Владимиров (Автор)

      Да, Игорь, увидеть его в наше время непросто.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: