Контрабас – один из самых узнаваемых струнных инструментов благодаря огромному размеру и богатому звучанию. Его предком является виола, и некоторые её черты прослеживаются в современных моделях. Чем же ещё уникален контрабас и где его можно услышать?
Содержание статьи
Что такое контрабас
Контрабас – это смычковый музыкальный инструмент с 4-мя струнами. Его размеры впечатляют: высота некоторых экземпляров достигает 2-х метров с учётом нижнего шпиля.
Контрабас занимает промежуточное место между двумя группами инструментов – виольной и скрипичной. От первого у него сохранились плоская задняя дека и округлые переходы корпуса. Со скрипкой контрабас роднит отсутствие ладов, более узкие шейка и гриф.
Отличается контрабас и своим звучанием: диапазон этого самого низкого по звучанию смычкового начинается с ми контроктавы.
История происхождения
Впервые в письменных источниках струнный «великан» был упомянут в 1566 году. Правда, тогда этот инструмент внешне напоминал контрабасовую виолу. В середине 17 столетия появился прототип современного контрабаса – его сконструировал итальянец Микеле Тодини. Он убрал у прежней виолы лады и сделал 4 струны вместо 6. На этом развитие не остановилось: за века контрабас ещё много раз поменяет форму, строй и количество струн (от 3 до 5).
В 1699 году этот музыкальный инструмент в первый раз зазвучал в составе оркестра – в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский». Однако свою нишу контрабас нашёл не сразу: в течение нескольких десятилетий он не относился к оркестру, так как за басовое звучание отвечали виолончели и виолы.
К 50-ым годам 18 века контрабас снова вошёл в состав оркестров, заменив виолы. В это же время стали популярными сольные исполнения виртуозов. Первым завоевал мировое признание итальянский музыкант Доменико Драгонетти. Позже список гениальных контрабасистов пополнили Джованни Боттезини и Франц Зимандль (19 век), Сергей Кусевицкий, Рэй Браун, Адольф Мишек (20 век) и многие другие.
В 20-х годах прошлого столетия миру представили первый электроконтрабас. С развитием технологий этот инструмент становился всё более плоским, лёгким и удобным в применении. Его появление расширило жанровые возможности инструмента.
Устройство контрабаса
Размеры контрабаса варьируются от стандартных 180 сантиметров до более маленьких экземпляров. Средний вес – 10-15 килограмм. Перемещать такой большой инструмент стоит только в чехле.
Корпус имеет следующие особенности:
- средняя длина – 110-120 см;
- состоит из двух дек, соединённых по бокам обечайкой;
- характерная форма – верхний и более крупный нижний овал с талией между ними, однако иногда встречаются формы груши, гитары и другие;
- резонаторные отверстия в виде завитков.
Шейка инструмента крепится к корпусу. Струнодержатель расположен в его нижней части, а в центре – подставка для струн. Гриф занимает не менее 1/3 общей длины и завершается концом (головкой) с колками.
Одна из самых важных частей контрабаса – струны: оркестровый вариант оборудован 4-мя струнами (редко – 3 или 5), обычно металлических (сталь, кетгут) или синтетических. Главное, что каждая из них покрыта медной или серебряной обмоткой. На таких толстых струнах играть без дополнительных приспособлений очень сложно, поэтому к контрабасу прилагается смычок. Они бывают двух видов: французский (более длинный и лёгкий) и немецкий (тяжелее и короче).
Для удобства игры к контрабасу прилагается шпиль, который крепится внизу. Благодаря ему музыкант может регулировать высоту инструмента под свой рост.
Звучание контрабаса
Диапазон контрабаса не очень широк и включает всего четыре октавы. Его звучание характеризуют как сильное, густое, но при этом – мягкое, глубокое, бархатное. Благодаря особому тембру инструмент часто используют в качестве гармонической основы оркестра в сочетании с фаготом и тубой.
Строй контрабаса делится на два вида:
- оркестровый: настраивается по квартам в отличие от других смычковых инструментов (E1, A1, D, G);
- сольный (в сравнении с классическим вариантом настройка на тон выше).
Ноты для инструмента пишутся в басовом, теноровом и иногда скрипичном ключе на октаву выше реального звучания. Если оркестровая модель относится к пятиструнным, то последнюю струну настраивают на С1, которая по-другому называется до контроктава.
Разновидности инструмента
Современные контрабасы различаются размерами, от которых зависит плотность тембра и громкость звучания. Так, большие инструменты выдают мощный звук, тогда как миниатюрные – более слабый. При этом тенденция в уменьшении длины контрабаса возникла лишь три десятилетия назад. Сегодня можно приобрести модели размерами от 1/16 до 3/4.
Маленькие контрабасы выглядят точно так же, как оркестровая разновидность, в остальном имеют те же характеристики. В основном они применяются для обучения детей и студентов игре на инструменте.
По форме выделяют следующие виды контрабасов:
- виола да гамба;
- скрипка;
- буссето;
- гитара;
- грушевидная.
Как играют на контрабасе
На этом смычковом инструменте играют либо стоя (чаще всего солисты), либо сидя на высоком табурете (для участников оркестра). Контрабас упирается в пол и располагается перед человеком. Исполнителю важно иметь большие руки и пальцевую растяжку.
Способ извлечения звука делятся на два вида:
- смычком;
- пиццикато (с помощью щипка струны).
Первый вариант характерен для оркестрового исполнения или музыки в стиле танго, второй – для жанров блюз, джаз и подобных.
Кроме обычного ведения смычка контрабасисты используют штрихи, например, деташе, мартеле, тремоло, легато и другие. Всего их существует около двух десятков.
Левой рукой исполнители прижимают струны, при этом используя только три пальца – первый (указательный), второй (средний) и четвёртый (мизинец). Третий (безымянный) применяют редко – в широких позициях, когда между пальцами возникает большое расстояние.
От прижима длина колеблющейся области уменьшается, из-за чего возникает более высокий звук. Свободные струны, или открытые, дают четыре основные ноты – E1, A1, D, G. Если музыкант слегка касается струны, не зажимая её, то получается флажолет, или звук-обертон.
Сфера использования
Чаще всего контрабас встречается в симфоническом оркестре, где его бас играет роль фундамента и ритмической основы для других струнных. В зависимости от программы, в состав могут включить до восьми контрабасов.
Ещё этот инструмент используют военных и камерных оркестрах, в ансамблях и при исполнении джаза и схожих жанров. Музыканты-экспериментаторы вводят контрабасные партии для создания рокабилли (синтез рок-н-ролла и кантри-музыки) и сайкобилли (панк-рок с элементами кантри). Здесь он служит не только басом, но и ударным за счёт щелчков по струнам.
Интересные факты
При изучении истории контрабаса и его музыкальных свойств можно открыт ещё много удивительных фактов:
- Один из первых контрабасов, превышающих стандартные размеры, был создан Жаном Батистом Вийомом в 19 веке: его высота составляла 4 метра. Правда, «октобас» (такое название он получил от мастера) не получил широкого применения.
- Те, кто всё-таки решился играть на «октобасе», делают это как минимум вдвоём – один прижимает струны, другой орудует смычком. К тому же такой инструмент весит несколько десятков килограмм.
- Техника пиццикато стала использоваться лишь в начале 20 века. Музыкант Б. Джонс, играющий на контрабасе, как-то сломал смычок во время выступления, но не растерялся и стал исполнять партию пальцами.
- Далеко не все контрабасы делались из дерева. Так, в США в начале прошлого столетия для изготовления использовали алюминий. Этими инструментами играли военные музыканты.
- Рекордный по количеству участвовавших контрабасистов концерт прошёл в Сеуле в 2010-х. Музыканты исполнили симфонию, взяв на себя партии для виолончелей и скрипачей.