В состав симфонического оркестра наряду с другими музыкальными инструментами входит фагот. В статье в краткой форме изложена основная информация об истории появления и развития этого инструмента, приведены основные характеристики.
Содержание статьи
Что такое фагот
Фагот принадлежит к семейству духовых инструментов. Слово переводится с итальянского как вязанка, пучок или узел. Первые инструменты появились несколько веков назад и имели внушительные размеры. В разобранном состоянии средневековый фагот выглядел как вязанка дров.
Данный инструмент, как правило, входит в состав симфонического оркестра. Реже можно увидеть его в духовом оркестре. На нем можно исполнять сольные партии. Внешним видом современный фагот напоминает гобой. Трубка имеет коническую форму и двойную трость.
История происхождения
Фагот появился в XVI веке в Италии. Имя изобретателя до сил пор остается неизвестным. Он пришел на смену духового инструмента “бомбарда”. Первый фагот имел внушительные размеры, поэтому для удобства перемещения он состоял из отдельных частей. Совершенствование конструкции оказало позитивное влияние на тембр музыкального инструмента.
Первые фаготы обладали только тремя клапанами. Они использовались исключительно для усиления басовых партий. В XVIII веке число клапанов было увеличено до пяти. Появились октавные клапаны, которые позволили расширить верхний регистр.
Инструмент стал приобретать популярность. Он был включен в число инструментов оперного оркестра. Огромный вклад в популяризацию внес Антонио Вивальди. Тридцать девять его концертов продемонстрировали возможности этого инструмента. Он на несколько десятилетий предвосхитил развитие музыки. Скачки по регистрам, стремительные переходы, изумительные пассажи стали массово применяться значительно позже.
Фагот в восемнадцатом веке часто солировал в концертных симфониях. Самые известные из них были написаны Гайдном и Моцартом. С развитием оперы роль его в оркестре возросла. Этот мало используемый прежде инструмент привлек внимание композиторов. Количество сольный партий возросло.
Устройство инструмента
Стандартный фагот имеет длину в два с половиной метра. Вес музыкального инструмента, изготовленного из дерева, достигает трех килограммов. При изготовлении музыкального инструмента используют древесину клена. Фагот состоит из следующих частей:
- нижнее колено (другое название – сапог), которое имеет форму латинской буквы U;
- малое колено (другое название – флигель);
- большое колено;
- раструб.
Тонкая металлическая трубка, которая присоединена к малому колену носит название бокал. Она имеет форму латинской буквы S. Другое название бокала – крюк. На бокал надевается трость, посредством которой обеспечивается звучание фагота. Трость инструмента изготавливается из камыша. На корпусе расположено тридцать три отверстия. Закрывая и открывая соответствующие отверстия, можно менять высоту звука. Для управления отверстиями используется система клапанов, имеющих сложное строение. Только несколько отверстий музыкант закрывает пальцами.
Интересный факт: Фагот является единственным представителем группы духовых инструментов, для игры на котором нужно использовать все десять пальцев. Основная нагрузка приходится на большие пальцы. Девять регистров управляются пальцем левой руки, а четыре регистра управляются пальцем правой руки.
Как звучит фагот
Тембр фагота легко узнаваем среди других духовых инструментов, он имеет много обертонов и звучит экспрессивно. Данный деревянный музыкальный инструмент звучит в регистре баса, тенора, альта и частично сопрано. Чаще используются нижние регистры. Звучание в верхних регистрах отличается некоторой сдавленностью.
Диапазон фагота составляет всего три октавы. В принципе конструкция позволяет извлекать и более высокие звуки. Но добиться чистого звучания в этом случае очень сложно. Композиторы знают эту особенность и ограничиваются диапазоном от си-бемоль контроктавы до ре второй октавы. Чаще используются басовый и теноровый регистры.
Виды фагота
В истории развития фагота можно выделить три основных вида:
- Квартафагот. Этот инструмент отличался большими размерами. Музыка для него писалась аналогично музыке для обычного фагота, но звучание происходило на кварту выше. В наше время не используется.
- Фаготино (квинт-фагот). Имел меньшие размеры. Звучание происходило на квинту выше написанных нот. Есть предложения использовать фаготино для обучения детей, чтобы упростить переход к игре на фаготе.
- Контрафагот. Этот инструмент сохранил место в симфоническом оркестре. Устройство контрафагота аналогично фаготу, но звучит контрафагот на октаву ниже.
Техника игры
Чтобы играть на фаготе, нужна развитая и подготовленная дыхательная система. Последовательное взятие аккордов от самого низкого до самого высокого, разнообразные скачки по высоте звука, чередующиеся с мелодичными фразами, требуют специальной подготовки.
Прошедший век внес новые элементы в игру на фаготе:
- двойное и тройное стаккато;
- тремоло (быстрое частое повторение одного звука или чередования звуков);
- мультифоника;
- фрулатто (эффект жужжания, который достигается вибрацией языка).
Освоение новых приемов привело к появлению сольных партий, написанных для фагота. Сольные партии для фагота часто пишутся композиторами-авангардистами.
Сфера использования
В наше время фагот занимает законное место в симфоническом оркестре. В оркестре, как правило, используют два или три таких инструмента. За счет совершенствования конструкции музыкального инструмента и появления новых технических приемов репертуар фагота в XX-XXI веках существенно расширился. Оркестровые партии для фагота звучали в произведениях Сергея Прокофьева, Мориса Равеля, Игоря Стравинского и других известных композиторов. В симфониях Дмитрия Шостаковича существуют сольные партия для этого инструмента.
По популярности фагот уступает многим музыкальным инструментам. Тем не менее следует отметить известных исполнителей сольных партий на фаготе. Наш соотечественник, Валерий Сергеевич Попов, считается одним из самых лучших исполнителей. Он воспитал многих известных фаготистов. Долгое время он сочетал профессию педагога с карьерой оркестрового музыканта.
Нельзя пройти мимо попыток реализовать возможности, предоставляемые фаготом, в джазовой музыке. Можно выделить американок Карен Борк и Линдсей Купер, которые смогли реализовать себя как джазовые фаготистки-виртуозы.