Гобой — французское слово, означающее «высокое дерево». Так называется музыкальный инструмент со сложной конструкцией и выразительным звучанием, текучим, бархатистым, чуть гнусавым, изобилующим тональностями.
Содержание статьи
Что такое гобой
Гобой относится к язычковой группе инструментов, звучащих в регистре сопрано. Основа этого деревянного духового музыкального инструмента — конусовидная труба с клапанным механизмом.
По тембровым особенностям гобой напоминает дудку, поэтому в музыкальных произведениях наиболее часто сопровождает мелодическое изображение природных, мирных и трогательных сцен. Диапазон начинается с ноты «си-бемоль» малой октавы, завершается «ля» 3-ей.
История инструмента
Подобными язычковыми инструментами пользовались в древние времена. Египтяне играли на мемете, древние греки — на авлосе, римляне — на тибии. В Европе XII века похожие инструменты начали изображать на книжных иллюстрациях и гобеленовых полотнах.
Гобой, распространенный в эпоху Возрождения, назывался шалмей. Он был длиннее нынешнего варианта, имел несколько разновидностей по тембру звучания. Особенно распространены шалмеи были во Франции, они звучали и на городских празднествах, и на королевских балах. На увеселениях при дворе Людовика XIV часто звучал мюзетт, издающий звуки в высоком регистре.
В середине XVII века королевские ремесленники Жак-Мартен Отеттер и Франсуа-Андре Филидор принялись оптимизировать конструкцию музыкального инструмента. Усовершенствованный гобой разделялся на 3 части для удобной транспортировки. Внимание мастеров было уделено улучшению интонации звучания, уточнению расположения звуковых отверстий, дополнению клапанной системы. Музыканты получили возможность управления язычком с использованием только губ, благодаря чему гобой стал звучать чище.
Большой вклад в историю популяризации гобоя внес королевский композитор Жан-Батист Люлли. В 1664-ом он написал оркестровую композицию с включением усовершенствованного инструмента. Постепенно гобой вытеснил из оркестра ранние разновидности подобных инструментов, быстро распространился по придворным, оперным и балетным сценическим площадкам Западной Европы.
XVIII век стал золотым веком гобоя, его использовали и для сольных партий, и для ансамблевого выступления, для него писали музыкальные произведения лучшие тогдашние композиторы, в том числе Иоганн Себастьян Бах.
В начале XIX века, чтобы упростить аппликатуру и разнообразить диапазон, в инструмент добавили клапаны, но сама конструкция осталась прежней. Серьезные конструкционные изменения произошли ближе ко второй половине XIX века. Тогда немецкий композитор и флейтист Теобальд Бем придумал кольцевой клапанный комплекс, позволяющий закрывать одновременно несколько отверстий. Сначала мастер применил новую схему для флейты, затем для кларнета и гобоя.
С этого момента размер отверстий и расстояние между ними не зависели от анатомии человеческой руки, что положительно сказалось на интонациях и чистоте тембра. Мастером, преобразовавшим гобой с учетом изобретения Теобальда Бема, был Гийом Трибер. В дальнейшем мастера Люсьен и Франсуа Лоре оптимизировали обновленный инструмент, так появился консерваторский вид гобоя с уплощенными клапанами, используемый нынешними музыкантами.
Строение гобоя
Основной элемент в строении — конусообразная трубка 60 см, поделенная на раструб, верхнее колено и нижнее. Клапанный механизм управляет 24 или 25 отверстиями. Верхнее колено снабжено двойным язычком — звуковым генератором, называемым тростью. При вхождении воздушного потока язычок вибрирует. Получив колебательный импульс, воздух проходит по трубке, издавая звук. Деревянная трубка имеет насыщенную красновато-коричневую окраску.
Необычный цвет обусловлен тем, что для производства используется экзотическая и редкая древесина, чаще всего черное дерево, произрастающее в Африке.
Перед игрой на гобое трость нужно обмыть водой для удаления остатков слюны. Чтобы смахнуть водяные капли с язычка, следует с усилием дунуть на него несколько раз. Затем только трость можно вставить в инструмент.
Для проверки работоспособности инструмента музыкант кладет его конец на нижнюю губу, придвигает язык к рабочему отверстию, дует. Если звучание будет высоким, то подготовка инструмента прошла правильно. После каждой игры необходимо разбирать гобой, чистить каждую составную часть конструкции.
Виды гобоя
Гобой современного вида выглядит несколько иначе, чем те, чтобы были распространены в эпоху барокко при королевских дворах.
В современное семейство, помимо обычной модели, входят 4 разновидности. Вот их характеристика:
- пикколо — издает звуки выше, разница — чистая кварта либо малая терция, во времена барокко такие модели назывались мюзеттами;
- гобой д’амур — вариант меццо-сопрано, звук ниже, разница в звучании — малая терция, отличается грушеобразным раструбом и наличием небольшой изогнутой трубки для надевания язычка;
- английский рожок — вариант с более низким альтовым звучанием, разница — чистая квинта;
- баритоновый, он же басовый, — низкий звук, разница — октава, тоже имеет грушеобразный раструб и S-изогнутую трубку для трости.
А барочный тип включает следующие инструменты:
- собственно барочный гобой;
- д’амур;
- да качча, он же гобой охотников.
Сфера использования
Это сольный инструмент при камерном исполнении музыкальных произведений и в симфоническом оркестре. Но наиболее востребован он как участник духовых и народных ансамблей. Для исполнения соло его нередко используют джазмены.
Подавляющее большинство произведений для гобоя — это музыкальное наследие эпохи барокко и классицизма.
В симфонических оркестрах на гобое играют 2 или 3 музыканта. Одному гобоисту достается партия, исполняемая меццо-сопрановым или альтовым инструментом, если такие разновидности гобоя необходимы для выступления. Разновидность пикколо используется в современных оркестрах редко.
Принято настраивать все музыкальные инструменты симфонического оркестра под ноту «ля» первой октавы, характерную для звучания гобоя. Настройка под гобой удобна потому, что он наименее склонен расстраиваться, что обусловлено малой величиной трости и слабой возможностью подстройки инструмента. Ведь при выдвижении язычка интонационные особенности изменяются в минимальной степени.
Интересные факты о гобое
С инструментом связано много примечательных фактов. Вот несколько из них:
- В 1989-ом гобой оказался в книге Гиннеса. Его окрестили самым сложным по устройству музыкальным инструментом.
- Еще один рекорд связан с именем музыканта Джека Козена Хэреля, который сыграл на инструменте знаменитую мелодию «Полет шмеля» всего за 26,1 секунды.
- Родственники гобоя — трубковые духовые инструменты, предназначенные для исполнения и народной, и академической музыки. Их родственность обусловлена сходством механизмов звукоизвлечения.
- В Вене в филармонии используют особую модель, которую в начале XX века создал мастер Герман Цулегер. С того времени венский гобой не стал выглядеть иначе, почти не изменился. Поскольку использование ограничено филармоническим оркестром Вены, выпускают такие модели тоже в единичных количествах. Занимаются реализацией компании «Yamaha» и «Guntram Wolf».