Визуально музыкальный инструмент английский рожок не имеет ничего общего с рогом. Он больше напоминает гобой, поэтому его второе название – альтовый гобой.
Содержание статьи
Что такое английский рожок
Инструмент знают люди, которые посещают концерты классической музыки и профессиональные музыканты. Широким слоям населения он не известен.
Прародителем английского рожка был охотничий рожок, хотя во внешнем виде он ничем на него не похож. Первоначально, он имел выгнутую форму, но на сегодняшний день бокал – это единственная часть оставшаяся изогнутой. Она соединяет трость и корпус инструмента.
ИНТЕРЕСНО. Английский рожок не имеет отношения к Англии. Скорее всего, при переводе слова произошла путаница. На самом деле существует два варианта правильного названия:
- Anglais – «изогнутый углом», в переводе с французского.
- Engellisch – «ангельский» – с немецкого. Название связано с изображением на полотнах ангелов, которые держали в руках похожие инструменты.
Английский рожок – улучшенная версия, родственник гобоя с идентичным способом размещения пальцев и их чередованием во время игры. Благодаря изогнутости бокала, музыкант может держать его под различным углом. Удлинённая форма корпуса даёт возможность звучать на пять нот ниже гобоя. Транспозиция – характерная черта этого инструмента.
История происхождения
На основе гобоя да качча в 1720 году был сконструирован английский рожок, к которому добавили грушевидный раструб. Есть версия, что изобрёл инструмент мастер из Силезии – Вайгель.
Согласно второй версии, изобретателем был немец – Айхентопф. Именно с XVIII века появляются транспонирующие инструменты, к которым относится ангельский гобой.
До I пол. XIX в. форма альтового гобоя была в виде дуги или имела изгиб под углом. С 1830-х гг, произошли изменения в его форме, благодаря работе мастеров Франсуа Лоре и Фредерика Триебера. В совершенствовании инструмента принял участие и музыкант Анри Брод. Больше трансформаций у английского рожка не было.
Впервые инструмент привлёк особенное внимание Кристофа Глюка, который прописал для него партию в опере «Орфей и Эвридика», а с сер. XVIII в. он занял место в оркестре на постоянной основе.
В н. XIX в. русские композиторы увлеклись ангельским рожком.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. На день премьеры оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки, для партии на альтовом гобое за деньги семьи царя Николая I был приглашён Анри Брод – французский профессор консерватории.
Устройство инструмента
Музыкальный инструмент выглядит как классический гобой, но его длина отличается: она значительно больше – до 800 мм. Он имеет 16 отверстий (у гобоя из 23). Важное отличие, которое присуще только рожку – грушевидный раструб и бокал изогнутой формы.
Материал изготовления духового инструмента – дерево. Встречаются экземпляры из палисандра, самшита, бука. Эти породы имеют мягкие прямые волокна, благодаря чему звук по трубке распространяется равномерно.
Для изготовления язычков применяется лиственница и чёрное дерево, которое растёт на Мадагаскаре и в Африке. Трубка производится из металла.
Составные части:
- Верхнее колено с клавишами и клапанами.
- Бокал с тростью.
- Среднее колено с клавишами и клапанами.
- Раструб.
Все эти детали разбираются для чистки инструмента.
Внутри английского рожка под углом размещены перегородки-язычки, которые отвечают за звукоизвлечение.
Первые образцы альтового гобоя были выгнутой формы. При изготовлении в цельном корпусе сложно было просверлить отверстие. Так, основа с отверстиями склеивалась из двух половинок, сверху обтягивалась кожей и скреплялась кольцами из слоновой кожи.
Как звучит английский рожок
Инструмент звучит на пять ступеней ниже классического гобоя (строй ля).
Диапазон звучания: от ми малой октавы до си-бемоль II октавы.
Звук мягкий, душевный. Тембр, благодаря дополнительным обертонам, позволяет передавать восточные мотивы в произведениях разных композиторов:
- Бетховена,
- Моцарта,
- Родриго,
- Бородина,
- Глинки,
- Рахманинова.
ИНТЕРЕСНО. «Лениво-мечтательный» – так описал звучание Н. Римский-Корсаков.
В музыкальных произведениях партия на рожке применялась для драматических эпизодов. Такой приём использовали композиторы:
- Доницетти,
- Россини,
- Верди,
- Беллини.
Техника игры
Техника исполнения на английском рожке идентична с игрой на классическом гобое. Играть удобнее стоя. Угол расположения инструмента – 450 от уровня подбородка. Важно распределить вес тела равномерно на обе ноги.
Трость помещают в полость рта так, чтобы звук не был разрозненным. Дуть следует умеренно. Сильный напор искажает звук, и он становится неприятным.
Область применения
Альтовый гобой применяется в симфоническом оркестре для передачи меланхолических и пасторальных партий, специальных эффектов. В оркестре используется всего один альтовый гобой, а его партия в партитуре расписывается под партией классических гобоев.
Хотя звуки английского рожка, флейты, кларнета, мюзетта могут транспонироваться, в немногих случаях он выступает в сольных эпизодах в камерной музыке. Они обычно носят лирический, певучий характер.