Сыбызгы (продольная флейта) – казахский музыкальный инструмент духового типа, имеющий свою историю, а также особенности звучания. Его внешний вид напоминает комбинацию из трёх инструментов: флейты, гобоя и контрабаса, а звучание создаёт эффект эха, вызывая ощущение многоголосия.
Содержание статьи
История происхождения
Музей музыки впечатляет своей коллекцией музыкальных инструментов Средней Азии. Эта коллекция пришла к нам из далекого прошлого – ее собрал капельмейстер военных оркестров Август Эйхгорн в 70-80-е годы 19-го века в Ташкенте. Несмотря на то, что прошло уже более двух столетий, инструменты сохранили свою красоту и звучание. Любопытным экспонатом можно назвать флейту «сыбызгы», выделяющуюся своей необычной формой.
Флейта имеет тысячелетнюю историю в культуре кочевых народов Центральной Азии. Она популярна среди музыкантов в Казахстане и во всем мире. Этот инструмент используется в разных жанрах музыки, от народной до классической, джазовой и рок-музыки. Он был известен еще во времена золотой Орды и использовался вместе с трубками, бубнами, а также другими музыкальными инструментами. Изначально сыбызгы был создан для боевых криков, но затем стал применяться и в музыкальном искусстве.
Первоначально продольная флейта такого типа была сделана в виде деревянной трубки или из животного рога. В настоящее время ее делают из металла или кости.
Звучание
Сыбызгы имеет исключительно яркий, насыщенный звук, который распространяется даже на большом расстоянии. Его звук напоминает зов степи и душу природы, за что он получил прозвище “адский голос”. Чтобы достичь такого звучания, музыканты используют свое дыхание, образуя динамические переходы.
Разновидности
Существует несколько разновидностей данной продольной флейты: суен, дашен, сандрек, тежандерей, толаншакшы. Каждая из них отличается по форме и размеру, что влияет на звучание инструмента. Например, суен имеет короткую трубку с зауженным концом, что делает его звучание более скромным и тихим, а сандрек имеет длинную трубку, обеспечивающую глухие и громкие звуки при необходимости.
Использование
Сыбызгы в большинстве случаев используется в сидячем положении, когда музыкант держит инструмент между ног. Чтобы его продувать, музыкант использует особое техническое устройство – дудук. Это устройство позволяет контролировать давление и направление потока воздуха в трубке в процессе игры.
Применение продольной флейты в музыкальном искусстве – это единственный способ сохранить культурно-историческое наследство кочевых народов Центральной Азии. Современные музыканты используют этот инструмент в музыке, которая показывает красоту, а также уникальность культурных корней казахского народа.
Сегодня использование сыбызгы упростилось и он стал частью многих музыкально-этнографических коллективов Казахстана. Он придает музыке красочность и мощь, что делает ее незабываемой. Ценность казахской культуры в том, что она сохраняется и развивается, и благодаря ей мы можем наслаждаться удивительной музыкой, которая проникает в самую душу.