Виолончель относится к группе струнных инструментов и обладает типичной изогнутой формой. Она отличается своим звучанием и широкой техникой исполнения.
Содержание статьи
Что такое виолончель
Виолончель (итал. violoncello, сокр. Cello) – струнный смычковый музыкальный инструмент, используемый в сольной игре, симфонических оркестрах и струнных ансамблях. Название связано с уменьшительной формой от наименования контрабаса – violonе. Виолончель зачастую используется для выражения лирического настроения, печали и чтобы подчеркнуть трагичность момента. Для нее существует огромный репертуар: сонаты, концерты, отдельные пьесы.
История происхождения
Виолончель появилась в конце XV – начале XVI вв., когда началось разделение более раннего инструмента – виолы – на разные смычковые инструменты. Своим созданием и усовершенствованием виолончель обязана мастерам братьям Маджини, Г. Да Сало, А. Амати, А. Страдивари. До них существовало много разновидностей инструмента без определенного стандарта. Мастера совершенствовали инструмент, и в 1711 г. Страдивари изготовил виолончель Дюпора, в которой были устранены все недостатки предшествующих образцов. Вид, приданный виолончели мастером Страдивари, сохранился до современных дней.
Первоначально виолончель использовалась как басовый инструмент и долгое время служила лишь для аккомпанемента.
Лишь только в конце XVII века композитором Д. Габриэли стали писаться для нее сольные музыкальные произведения.
Широко виолончель стала использоваться в XVIII в, когда вытеснила из музыкального быта виолу да гамба. Наибольшую популярность она приобрела после ее использования в произведениях Бетховена, Баха, Вивальди и Гайдна. Композиторы открыли для всех богатый потенциал этого инструмента, а Бетховен впервые поднял виолончель на равную позицию с фортепиано.
В России расцвет игры на данном инструменте связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, основателем русской виолончельной школы.
Самые известные мировые виолончелисты-виртуозы: Г. Пятигорский, М. Ростропович, Жаклин Дюпре, Пабло Казальс и др.
В XX веке закрепляется позиция виолончели как ведущего самостоятельного инструмента.
Устройство инструмента
Габариты инструмента определяются дробным показателем. Стандарт виолончели 4/4, но возможны также меньшие модели для детей и исполнителей ниже 150 см – от 3/4 до 1/8. Вес инструмента 3-4 кг.
По внешнему виду виолончель похожа на большую скрипку.
Инструмент состоит из трех частей:
- Корпус. Он содержит нижнюю и верхнюю деку, скрепленные обечайкой – боковой частью. На верхней деке находятся подставка и шпиль для упора в пол. Ниже отверстия для резонации – эфы – располагается подгрифник, закрепленный петлей с пуговицей. Внутри корпуса, под подставкой закреплена распорка – дужка, дополнительно придающая виолончели прочность.
- Гриф – вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны. На нем расположены порожек с пазами для струн, шейкой и пяткой;
- Головка – верхняя часть инструмента. На ней находится колковая коробка, на которой располагаются колки для натягивания струн. Головка соединяется с грифом и заканчивается завитком.
Смычок является отдельной деталью музыкального инструмента. Он выглядит как деревянная трость с колодками для вставления конского волоса. Конский волос натягивается по всей длине смычка и регулируется винтами. Он может быть не только натуральным, но также изготавливаться из искусственных материалов.
Виолончель имеет 4 металлические струны. Они крепятся с одной стороны к подставке специальной петлей, с другой – к колкам через пазы в порожке.
Звучание виолончели
Звук виолончели густой и насыщенный. Высота звучания ниже альта, но выше контрабаса.
Струны инструмента настроены по квинтам. Первая обладает самым высоким звучанием и наиболее ярким тембром. Нижнее звучание напоминает мужской бас.
Диапазон звучания содержит интервал пяти октав: от ноты “до” большой октавы до ноты “ми” третьей октавы. Верхний диапазон условен и зависит от мастерства исполнителя, некоторым виртуозам удается извлекать звук еще выше.
Струнный строй виолончели записывается в скрипичном, альтовом и басовом ключе.
Техника игры
Перед началом игры струны со смычком натираются канифолью. Она лучше сцепляет их между собой и помогает извлекаться звукам. По завершении смазка удаляется, чтобы не вызвать порчу элементов инструмента.
Виолончель во время исполнения устанавливается между коленями и упирается шпилем в пол.
Звук образуется при соприкосновении волоса смычка со струнами. Место касания называют игровой точкой. Звук зависит от ее расположения, скорости перемещения и наклона смычка, а также силы надавливания им. От постановки пальцев левой руки зависит интонация звучания.
Приемы игры на виолончели включают:
- Пиццикато – щипок струны пальцами;
- ставка с большим пальцем;
- Флажолет – прижатие струны;
- Легато – плавное звучание нескольких нот;
- Трель – обыгрывание основной ноты и многие другие техники.
Интересные факты
Ряд примечательных фактов о музыкальном инструменте:
- Изначально виолончель была без шпиля для установки на полу. Музыканты упирали инструмент в пол, обхватывая его ногами, либо устанавливали инструмент на специальном стуле, а сами играли стоя.
- Первые струны изготавливались из овечьих потрохов, позже их заменили металлическими. В современное время струны могут быть нейлоновыми. Но чаще всего используется смешанный материал.
- Первое изображение виолончели можно видеть на фреске Гауденцио Феррари, датируемой 1535-1536 гг.
- Одна из старейших виолончелей, изготовленная А. Амати между 1536 и 1560 гг, хранится в Южной Дакоте (США).
- Самой дорогой из известных виолончелей признан инструмент, изготовленный А. Страдивари и названная в честь одного из владельцев – “Дюпор”.
- Классическая модель виолончель изготавливается из древесного материала. Среди современных инструментов встречаются изготовленные из алюминия и углеродного волокна.
- Нидерландские и германские музыканты XVII-XVIII вв. пользовались пятиструнными виолончелями.