Как выглядит скрипка?

Где и когда появилась скрипка, из чего состоит и к какой группе инструментов относится?

Тяжело найти человека, который не слышал о скрипке. Ее история длится уже 5 веков, на протяжении которых этот инструмент обрел изысканность и утонченность. Это один из немногих инструментов, который объединяет в себе музыку, поэзию, философию, а также является одним самых узнаваемых символов своего направления.

Что такое скрипка

Такие инструменты, как скрипка, называются смычковыми струнными инструментами. Считается, что современная история инструмента начинается восточно-арабских музыкальных инструментов, которые были заимствованы и адаптированы для исполнения в Европе. Среди первых стран, принявших фидель, ребек и лиру де браччо – родителей современной скрипки, были Франция и Италия.

Большинство инструментов состоят из полого деревянного корпуса, грифа, 4-х струн. По совместительству инструмент является самым маленьким и, следовательно, самым «высоким» в семействе. Скрипки являются важными инструментами в самых разных музыкальных жанрах. Они наиболее заметны в западной классической традиции как в ансамблях, так и в качестве сольных инструментов. Эти инструменты также играют важную роль во многих разновидностях народной музыки, включая музыку кантри и джаз. Электрические скрипки с твердым корпусом используются в некоторых формах рок-музыки.

По сравнению с первыми версиями инструмента, она преобразилась до неузнаваемости, стала более элегантной, удобной, а ее звук стал более богатым и мощным. Из аккомпанирующего инструмента она превратилась в преимущественно сольный. Является доступным средством самовыражения для многих. И не только для музыкантов, но и для живописцев, поэтов, композиторов.

Музыкальный инструмент скрипка

История создания скрипки

Самые ранние струнные инструменты были щипковыми. Прямым предком всех европейских смычковых инструментов является арабский ребаб, который к 9 веку превратился в византийскую лиру, а затем в европейский ребек. Первые мастера скрипок, вероятно, заимствовали различные разработки византийской лиры. К ним относятся виэль и лира да браччо.

История скрипки в ее современном виде началась в Италии – главной из стран, повлиявшей на происхождение инструмента, который используется и сегодня. Самые ранние изображения скрипок, хотя и с тремя струнами, датируются 16 веком. Одно из самых ранних описаний инструмента, включая его настройку, взято из мюзикла «Epitome». В это время инструмент уже вовсю начала распространяться по Европе.

По сравнению со своими предшественниками, скрипка находится в отдельном классе с точки зрения комплектности. Кроме того, она не улучшалась постепенно с течением времени, а внезапно появилась в своем нынешнем виде. Тем не менее ни одной из этих ранних скрипок сегодня не существует. Эта история происхождения вытекает исключительно из описаний и картин той эпохи.

Два первых скрипичных мастера были родом из северной Италии: Андре Амати из Кремоны и Гаспаро ди Бертолотти из Салона. Благодаря им история скрипки превращается из тумана легенд в неопровержимые факты. Их скрипки существуют и по сей день. На самом деле, самая старая из существующих сегодня скрипок – это инструмент, созданный Андре Амати приблизительно в 1565 году.

Популярность скрипки привела к появлению самых известных школ изготовления скрипок. Несмотря на неоднократные попытки, которые продолжаются и сегодня с использованием самых современных технологий, оказалось невозможным воспроизвести абсолютное великолепие тембра скрипки Страдивари. Размеры модели Страдивари были приняты последующими поколениями как окончательные.

К концу 18 века искусство изготовления скрипок исчезло в Италии, когда производство было заменено «производственной линией» с более специализированным разделением труда. Новые материалы, такие как лак, который сохнет быстрее, способствовали новому способу работы, и появились скрипичные фабрики. Во Франции можно было найти ведущих скрипичных мастеров следующей эпохи, например, Николя Люпо.

Потрясения, последовавшие за Французской революцией, также имели далеко идущие последствия в мире музыки. Ответственность за организацию и финансирование музыкальных мероприятий перешла от аристократии к буржуазии, и концерты стали обычным явлением в жизни общества. Поскольку они проводились во все больших залах, требовались более громкие инструменты с более толстыми смычками. Поэтому производители скрипок были вынуждены внести в инструмент те изменения, которые привели к развитию современной скрипки на рубеже 19-го века.

Примерно в 1820 году немецкий композитор и скрипач-виртуоз Луи Шпор стал изобретателем упора для подбородка, облегчавшего скользящее движение левой руки. Эта деталь стала одной из завершающих ступеней «скрипичной» истории.

Устройство скрипки

Основные части скрипки:

  • Свиток. Декоративная верхняя часть скрипки. Чаще всего он вырезан в форме свитка, но иногда принимает другие фирмы, например в виде головы человека.
  • Колышки. Четыре деревянных колышка, вокруг которых намотаны струны. Они используются для изменения строя струн инструмента. Затягивание струны повышает ее высоту, ослабление струны снижает ее высоту.
  • Коробка для колышков. Корпус, в котором струны наматываются на колышки.
  • Нат. Маленький кусочек дерева между коробкой для колышков и накладкой. На нем четыре насечки, по одной для каждой струны, выступающей над грифом.
  • Шейка. Часть скрипки между корпусом скрипки.
  • Гриф. Это поверхность, на которой пальцы нажимают на струны. Обычно он сделан из черного дерева.
  • Верхний дек. Передняя часть скрипки. У большинства скрипок верхняя часть сделана из ели, а задняя часть – из клена. Даже такие детали скрипки, как дек, значительно влияют на звучание.
  • Ребра. Тонкие полоски дерева, которые обвиваются по бокам скрипки, соединяя верхнюю и заднюю части, образуют звуковую коробку скрипки.
  • Струны. У скрипки четыре струны, которые настроены с интервалом в пятые доли. От низшего к высшему (слева направо) это G, D, A и E. Струны изготавливаются из различных материалов, включая сталь, синтетические материалы или кишки животных. Они натянуты поверх грифа, от колышков до хвостовой части.
  • Пурфлинг. Тонкая полоска трехслойного дерева, инкрустированная в канал по краю скрипки для защиты инструмента от повреждений. Она может выглядеть как контур, нарисованный по краю скрипки, назначение скорее защитное, чем декоративное.
  • Угловые блоки. Деревянные блоки внутри скрипки, которые стабилизируют конструкцию инструмента.
  • F-отверстия. Два отверстия, из которых выходит звук скрипки. Они имеют форму курсивных букв. Такое строение скрипки, в сочетании с полостью конструкции, дает резонанс.
  • Мост. Декоративный, но функциональный кусок кленового дерева, который балансирует под струнами и передает вибрации от струн в корпус инструмента для создания звука. Мост скрипки не приклеен, он удерживается на месте натяжением. Сила, которую струны оказывают на мост, равна примерно 90 фунтам.
  • Столбик. Деревянный столб, расположенный внутри скрипки, под правой стороной моста. Это имеет решающее значение для передачи колебаний струн в корпус скрипки для создания звука, и его размещение может изменить качество этого звука с точки зрения громкости или качества тона.
  • Тюнеры. Небольшие тюнеры расположены на хвостовой части. Они настраивают скрипку, но с меньшим шагом, чем колышки. Скрипки меньшего размера часто имеют прекрасные настройки для всех струн, но полноразмерные скрипки, как правило, имеют их только для струны E.
  • Хвостовая часть. Треугольный кусок дерева, к которому прикреплены струны на нижнем конце скрипки.
  • Кишка хвостовой части. Шнур, который крепит наконечник к скрипке.
  • Упор для подбородка. Фигурный кусок дерева или пластика, на который опираются подбородком и челюстной костью. Он прикреплен рядом с хвостовой частью.
  • Седло. Блок на внутренней стороне скрипки, который помогает поддерживать заднюю часть и натяжение струн.

Как звучит скрипка

Тембр и характер звучания скрипки в первую очередь определяется качеством инструмента и мастерством исполнителя. Вторым фактором является выбор подходящих струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим звуком. У средних струн звучание мягкое, матовое. Верхнее звучание ярко, более звонко, чем предыдущие. Исполнитель может видоизменять звучания «королевы музыки», вносить разнообразие и новые «цвета» в игру с помощью различных приемов и техник.

Приемы игры

Скрипка – это очень гибкий инструмент. Благодаря смычку можно извлечь звуки невероятных тональностей – от долгих и протяжных (arco), до резких и игривых. Существует еще множество других приемов игры:

  1. Пиццикато – задевание струн пальцами правой руки.
  2. Деташе – извлечение нот или звуков полной длительности, исполняемое с резким ведением смычка в любом направлении.
  3. Коль леньо – прием, позволяющий получить стучащий звук посредством ударов деревка смычка по струне.
  4. Стаккато – прерывистое ведение смычка по струнам вверх и вниз с целью добиться короткое, «острое» исполнение звуков.
  5. Легато – исполнение «на одном дыхании» – непрерывистая связная игра без отрыва струны.
  6. Тремоло – повторение одного звука, чередование смычком двух звуков.

Для получения эффектов мягкости и приглушенности скрипач может воспользоваться сурдиной – пластинкой из металла, резины или дерева. Она крепится сверху на подставку, тем самым уменьшая ее вибрацию. Чаще всего применяется при исполнении лирики.

Сфера использования

Свое индивидуальное место инструмент изначально нашел у «бродячих» и музыкантов, которые в 16 веке появились во Франции и Италии. Приблизительно в это же время она была принята на вооружение церковными хорами.

С приходом Средневековья, когда появилась необходимость в массовых выступлениях, инструмент стал активно использоваться для исполнения светской музыки. А в конце 17 века скрипка стала главным инструментом для выступления в оркестрах. В то же время в Европе появляется самодостаточное сольное инструментальное исполнение, которое и по сей день конкурирует со скрипками, участвующими в ансамблях, оркестрах.

Виды скрипок

Виды и типы скрипок принято разделять по следующим признакам:

  • Размер.
  • Жанр музыки, для которого создавался инструмент.
  • Период времени.
  • Метод извлечения звука.
  • Количество струн.
  • Метод изготовления.

Эти критерии четко разделяют инструмент по группам, учитывая размеры скрипок, звучание, время создания, но каждый инструмент, как правило, уникален по своему строению и своей истории. К более условному методу разделения можно отнести оценку по качеству, которая основывается на марке инструмента, стране происхождения, типе дерева, факте того, имеет ли инструмент цельную или двухкомпонентную заднюю часть.

Существует другое разделение скрипок – на народную и классическую. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается исключительно в сфере их использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.

Интересные факты

Точная дата создания скрипки неизвестна. Его предполагаемый период возникновения – XV-XVI век.

Не существует электроники, способной синтезировать звучание этого инструмента.

Самая дорогая скрипка в мире, созданная Джузеппе Гварнери в 18 веке, была продана в 2010 в Чикаго. Стоимость сделки составляла 18 миллионов долларов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. Artem

    Хорошая и объемная информация, спасибо! :idea:

    1. Лев Владимиров (Автор)

      Спасибо за высокую оценку!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: