Как выглядит инструмент гусли?

Как выглядят и как звучат гусли и сколько у них струн?

Самобытные музыкальные инструменты русского народа отличаются особым колоритом. Гусли испокон веков гудели на Руси в царских палатах и в избах простого люда. На них играли герои эпоса – Садко и Добрыня Никитич, о чем говорят летописи и былины.

Что такое гусли

Гусли – русский народный музыкальный инструмент. Относят его к струнным щипковым. Представляет собой разновидность лежачей арфы. Считается старинным исконно русским инструментом.

История инструмента

История гуслей всех разновидностей идёт от единого корня. По одной версии инструмент пришел с востока, где иранский сантур и китайский гуцинь были известны еще до нашей эры. По другой – распространению инструмента способствовали римляне.

Русские музыковеды утверждают, что происхождение инструмента славянское. Название “гусли” берет свое начало от слова “гусла” – тетива. Русские гусли считают усовершенствованной версией музыкального лука.

В исторических документах первое упоминание о гуслях относится к VI веку. Византийский летописец называет инструмент “кифарой” из-за их сходства. По археологическим данным в Древней Руси уже в XI веке звенели на гуслях. Делали их из высушенной кленовой или еловой древесины. Кленовые гусли именовались яворными. Струны на них изготавливали из крученых жил животных. Позже, когда струны стали делать из металла, гусли стали называться звончатыми.

Играющие на гуслях музыканты на самом деле назывались гуслистами. Гуслярами прозвали скоморохов за правдивые и не всегда приятные отзывы о власти.

С XII по XVI века гусли растеряли свою популярность и даже были объявлены вне закона. Гуслистов наказывали за связь с язычеством, инструмент изымали и сжигали.

В XVIII веке известность обрели столовидные щипковые гусли. Они изредка встречались в дворянских домах. В начале прошлого века интерес к народному инструменту возродился, умельцы добились лучшего звучания.

Как устроены гусли

Конструкция инструмента проста. Основные элементы:

  • струны из стали 0,3-0,7 мм диаметром;
  • струнодержатель;
  • корпус (2 деки и обечайки);
  • ряд колков, установленных под углом;
  • резонатор под струнами на всю длину струны.

На верхней деке есть подставка и порожек для колков для равномерного натяжения струн. Колки делают металлическими, их диаметр 0,7 см, длина – 5-6 см. Внутри между деками приклеивают деревянные брусочки для усиления колебания звука. Порожек и подставка выполняются из дерева твердых пород.

Материал для изготовления гуслей выбирали тщательно, следили, чтобы не было сучков и трещин, заготовки хорошо просушивали. Сейчас чаще всего используется древесина ели, кедра, рябины или клена.

Как звучат гусли

Звук вызывается пальцами при задевании гибких струн инструмента. На разных видах инструмента играют по-разному. Есть несколько способов извлечения звука:

  • Щипок (пиццикато) – получение звука щипком подушечек пальцев;
  • Тремоло – легкие чередующиеся удары по струнам вверх-вниз, быстро и с определенной частотой;
  • Арпеджио – звучание от низких аккордов к высоким и наоборот;
  • Глиссандо – скольжение медиатором или пальцами по открытым струнам;
  • Бряцание – поочередные удары кистью вверх-вниз.

Считается, что старинные пятиструнные гусли были ориентированы на лад народной песни на пять тонов. Звучание струн из жил отличалось мягкостью и не было громким. Настраивались они по терцовому ряду.

Семиструнные гусли, как и 20 – 25 струнные, имеют диатонический строй, клавирообразные – фортепианный.

Иногда инструмент настраивали в минорный звукоряд.

Сфера использования

Игра на гуслях сопровождала славянина во всех событиях, под музыку провожали войско на сечу, пировали, проводили древние обряды. Под бренчание гуслей исполняли былины и народные песни мудрецы-сказители, веселили люд на ярмарках затейники-скоморохи.

Сейчас эстафету приняли ансамбли русской песни и фолк-группы. Исполнители народной музыки используют в основном крыловидные и столовидные клавишные или щипковые гусли. Звучание гуслей в ансамбле придает мелодии особенный колорит.

Фолк – музыкальное направление, традиционная народная музыка в современной обработке.

Классическая музыка тоже не отказывает инструменту во внимании, великие русские и зарубежные музыканты гуслям отводили сольные партии. Их звучание можно услышать в произведениях Вивальди, Глинки, Чайковского, Моцарта.

Спросом инструмент пользуется и среди современных гусляров, сказителей, занимающихся воссозданием традиций. Обычно гусли делают под заказ в маленьких мастерских.

Какие бывают гусли

Гусли отличаются размерами, формой, числом струн и звучанием. Большие гусли в длину достигают 85 см, маленькие – около 35.

Самые древние маленькие гусельки, изготовленные в начале XII века, найдены при раскопках в Новгороде. Их размер составлял 37,5 см. Это позволяет предположить, что в те времена на гуслях играли даже дети.

Основные виды инструмента:

  1. Шлемовидные.
  2. Крыловидные.
  3. Столовидные.
  4. Лирообразные.

Гусли-псалтирь

Шлемовидные гусли (псалтированные) сейчас редкость. Количество струн колеблется от 11 до 36, натянуты они параллельно друг другу. Клееный корпус из ели формой похож на шлем или холм. Самые известные были с 25 струнами. Играют преимущественно сидя, методом пощипывания, при этом держат инструмент на коленях. Настройка у них, как и у крыловидных, с пониженной седьмой ступенью.

По конструкции похожи на псалтирь – музыкальный инструмент греков и еврейский киннор. Разновидностей таких гуслей несколько:

  • чувашские;
  • черемисские;
  • похожие на финский кантеле и латышский кокле.

К началу XIX века этот вид гуслей исчез из обихода. Сейчас они встречаются у финно-угорских народов и татар.

Гусли-псалтирь
Псалтирь

Крыловидные

Крыловидные гусли, напоминавшие своей формой крыло, были повсеместно распространены на Руси вплоть до XVI века. Струны натянуты не параллельно, а расположены веером, расширяясь в сторону колков. Самые древние из них, яворные, делали из древесины белого клена (явора). В их конструкции есть так называемый окрылок, предназначенный для улучшения качества звука.

Звончатые пришли на смену яворным. Металлические струны были звонче и громче прежних. На инструмент стали устанавливать до 17 струн. Традиционные крыловидные гусли были выдолблены из куска высушенного дерева или клееные, с количеством струн от 6 до 9 штук. Играют на них чаще всего бряцанием и щипком, поставив инструмент вертикально. Освоить принципы игры на традиционных гуслях можно за пару уроков.

Второе название крыловидных гуслей – академические, концертные. Это усовершенствованная форма традиционных крыловидных гуслей. Они используются в музыкальных ансамблях. Без самоучителя или преподавателя научится игре на академических гуслях вряд ли получится. Музыканты Смоленский и Привалов придали им треугольную форму. Появились разновидности для ансамблей: бас, альт, прима, пикколо. Число струн стало фиксированным – 12-13.

Крыловидные гусли
Крыловидные

Стационарные

Столовидные гусли называют стационарными, потому что для переноски они не предназначены. Кроме больших размеров они отличаются наличием крышки, закрывающей струны. Делятся на два типа: щипковые и клавишные. Звукоряд изначально был диатонический, но позже изобрели хроматические.

Щипковые были популярны в XVIII веке среди дворян и духовенства, количество струн колебалось от 55 до 66. Возле них можно было стоять или сидеть.

Клавишные создал в 1905 году Н. А. Фомин. Они отличаются фортепианным строем, струны соответствующие белым клавишам располагаются выше соответствующих черных. При игре задействованы обе руки – левая для аккомпанемента, правая для мелодии. Клавирообразные гусли используют в профессиональных оркестрах для исполнения сложных партий, так как звучание у них многоголосое.

Лировидные

Лировидные, новгородские – пятиструнные гусли с игровым окном, сквозным проемом со стороны корпуса. Они существовали ещё в XI веке в Новгороде. Дека выполнена из ели, дуба или сосны с круглым отверстием резонатором. Инструмент похож на лиру. Играли на лировидных гуслях во время движения, крепя их на бедре шнурком или ремешком. Левой рукой зажимали струны через игровое окно, правой играли.

Лировидные гусли
Лировидные

Техника игры

У каждого вида инструмента своя настройка. От регулировки струн на колках зависит звук: чем сильнее натянута струна, тем выше звучание.

Играют на инструменте в зависимости от его вида сидя или стоя. При движении носят на ремешке. При игре сидя ставят гусли ребром на колени вертикально, наклоняя к корпусу и немного прижимая к груди. Пальцы левой руки должны лежать на струнах, они приглушают звучание ненужных, зажимают аккорды, которые не должны звучать. Правая рука для игры, находится у резонатора, пальцы чуть согнутые и не напряженные.

На крыловидных гуслях исполняли новгородские наигрыши: “под песни” – медленная игра, и “под пляску” – быстрая игра, маршевый ритм. Шлемовидные использовали для сопровождения напевов, плясовые мелодии исполнялись реже.

Интересные факты

  1. Инструменты, которые выглядят как гусли и схожи с ними по звучанию, есть в разных странах. В Литве это канклес, в Латвии – кокле, в Армении – канон.
  2. По народному выражению гусли “гудят”. Гудьбой назывался звук струн. Поэтому в сказках можно встретить выражение “гусли самогуды”.
  3. При раскопках в Новгороде обнаружили остатки древнейших 5 струнных гуслей. На них было вырезано слово “Словиша”, что означает “соловей”.
  4. Во времена Ивана Грозного был организован придворный ансамбль гусляров. Любила звучание инструмента и Екатерина II.
  5. В 1654 году по приказу патриарха Никона гусли отбирали у народа и сжигали, а играющих на них музыкантов обвиняли в язычестве.
  6. У гуслей есть и потомки: современные лира и арфа произошли на основе этого инструмента.
  7. Мастера игры могли изобразить на гуслях самые разные звуки – щебетание птиц, журчание ручья и колокольный перезвон.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: