Искусство Древней Греции легло в основу европейской культуры, сохраняет оно актуальность и по сей день. В немалой степени это утверждение относится к сфере музыки. Важнейшим музыкальным инструментом эпохи классической Древней Греции являлась кифара. О ней и пойдёт речь в данной статье.
Что такое кифара
Кифарой в эпоху Античности называли музыкальный инструмент струнного щипкового типа. Фактически название является обобщённым для целого ряда инструментов типа хордофон, которые использовались греками и римлянами как для сольного исполнения музыкальных композиций, так и для аккомпанемента при исполнении баллад.
В наиболее распространённом виде (согласно анализу изображений античных произведений искусства) cithara (лат.) имела 7 струн, которые крепились к двум концам деревянного корпуса. Одна его часть была полой и, как правило, круглой, и имела резонирующее отверстие. Другая часть представляла собой контур, внутри которого и крепились струны. Инструмент выглядел как «бублик».
Единого стандарта производства кифар, равно как и общей для всех музыкальной теории, в Древней Греции не существовало. Так, имеются свидетельства, что некоторые из кифар имели по 10-12 струн. Признанным мастером игры на 12-струнном инструменте был Терпандр.
История инструмента
Первые свидетельства истории возникновения кифары относятся историками к 900 г. до н.э., однако по всей видимости появился инструмент ещё раньше. Он был завезён в Грецию из Малой Азии, где к тому моменту уже возникла лира. От последней кифара конструкционно почти не отличатся, так как терминологически является лишь её древнегреческим вариантом. Само слово «кифара» впервые упоминается в эпической поэме поэта Гомера «Илиада».
Изначально греческая кифара имела лишь 4 струны, однако уже к 6-5 вв. до н.э. получила классическое 7-миструнное исполнение. В дальнейшем появлялись другие варианты с 10 и 12 струнами.
Кифара практически престала применяться с крушением античной цивилизации, то есть с падением Западной Римской империи. Королевства германских племён, пришёдшие ей на смену, имели свою музыкальную традицию, и греческую воспринимали по остаточному принципу. Однако в эпоху возрождения, когда мода на греческую культуру вернулась, кифара в некотором смысле возродилась, но уже в виде гиторн, цитр и гитар (лингвисты полагают, что все эти названия музыкальных инструментов этимологически восходят к «кифаре»).
Звучание
О том, как звучала кифара, можно делать лишь приблизительные предположения. Вероятно, звук инструмента был тонким, высоким и приливающимся, что отлично подходило для аккомпанемента вокальному исполнению баллад. Не случайно кифара считалась инструментом Аполлона – самого красивого бога греческого пантеона, покровителя искусств.
Играть на инструменте было достаточно тяжело, процесс требовал большой сноровки и физической силы. Звукоизвлечение производилось с помощью костяного медиатора, который крепился к корпусу ремешком. Играли на кифаре обычно стоя – инструмент для баланса крепился ремнём к запястью левой руки. Пользоваться ею могли только мужчины.
Сфера использования
Кифара была самым популярным струнным инструментом в Древней Греции. Поначалу она использовалась только как аккомпанемент, а исполнение сольных музыкальных произведений, по свидетельству Платона, считалось «плохим тоном». Однако в дальнейшем ситуация изменилась, и игра на инструменте без вокального сопровождения также стала почитаться слушателями. Исполнители песен под кифару назывались кифаредами, а специалисты сольной игры – кифаристами.
Без кифары в Древней Греции (в меньшей степени, в Древнем Риме) не проходило ни одно массовое мероприятие. Конкурсы кифаредов и кифаристов проходили в том числе и на Олимпийских играх.