Арфа — инструмент с древнейшей историей, символизирующий красоту, безмятежность, поэтическое настроение. Ее звучание на протяжении столетий вдохновляло композиторов, а изящная и причудливая форма напоминает то ли ангельское крыло, то ли необычную тетиву лука.
Содержание статьи
Что такое арфа
Музыкальный инструмент, который относится к струнному щипковому виду, выглядит как пара скрепленных под острым углом рам, удерживающих ряд натянутых струн.
Инструмент оставался популярным на протяжении веков, концертные партии для него сочиняли Моцарт, Гендель, Глиэр, многие другие именитые композиторы. Сегодня арфа — обязательная участница каждого симфонического концерта, причем может использоваться для выступления соло, как, например, в «Лебедином озере» Чайковского.
В большинстве случаев в оркестр входят 1–2 арфы, но вообще их число определяется конкретным музыкальным произведением. Как пример можно вспомнить вагнеровский оперный пролог «Золото Рейна», в котором задействованы аж 6 инструментов.
История создания
Миф гласит, что прародитель арфы — тетива лука. При спуске стрелы она издает специфический звук. Вот древний человек и подумал, что будет, если натянуть несколько шнуров: получится примитивная мелодия.
Археологи находят подобия инструмента при раскопках древних поселений египтян и шумеров. Самое старое изображение арфы датируется примерно 2800 годом до н.э., обнаружено на стене гробницы фараона. А самому старому реальному предку инструмента, найденному археологами на месте месопотамского поселения Ура, около 4000 лет. У египтян инструмент назывался «прекрасный».
Постепенно подобия современной арфы распространялись по средиземноморскому побережью. Европейцы познакомились с инструментом в VIII веке, а пик его популярности припал на XVII век.
В 1660 году австрийцы оптимизировали конструкцию: установили регулировочный механизм в виде ключей для изменения тона звучания путем натяжения или расслабления струн. Причем не нужно было это делать пальцами: возле каждой струны находились специальные крючья. Но все равно процесс изменения тона звучания был неудобным, поэтому немецкий ремесленник Якоб Хохбрукер смог изобрести педальный тип музыкального устройства. Инструмент, который состоял из 7-ми педалей, появился в 1720 году.
В 1810-ом французский ремесленник Себастьян Эрар оптимизировал конструкцию, оставив лишь 2 педали. Он запатентовал сделанный вариант инструмента, обеспечив диапазон практически в 7 октав.
Во Франции в 1897 году появилась арфа без педалей, эта конструктивная особенность компенсировалась удвоенным числом перекрещивающихся струн. Но сегодня этот вариант инструмента практически позабыт.
В Россию, в Петербург первым смог привезти 7-педальную арфу ее изобретатель — Хохбрукер. Произошло это в 1745 году, с той поры в стране началось увлечение аристократии этим инструментом. Первыми играть на арфе учились девицы из Смольного института, к ним приглашали лучших европейских преподавателей.
1948 год — время возникновения производства арф на Ленинградской фабрике музыкальных инструментов имени Луначарского. Сегодня существует множество брендов, наиболее востребована продукция от французского производителя «Camac» и американского «Lyon & Healy».
Строение арфы
У арфы приближенная к треугольной конфигурация. Строение относительно несложное:
- Корпус-резонатор в длину около 1 м. Расширяется к основанию. Изначально выглядел как четырехугольник, теперь округлый с одной стороны. Оснащен уплощенной декой, ее нижняя часть кленовая, верхняя еловая, а в центре вдоль корпуса тянется тонкая полоска из древесины прочных пород с углублениями для продевания струн.
- Рама с колками для фиксации струн.
- Колонна для соединения незафиксированных концов резонатора и рамы. Имеется не у всех моделей.
- Педальный механизм, состоящий из 7 педалей, для повышения либо снижения звучания.
- Струны в неизменном количестве: 46 всего, из них 35 из полимерного материала, 11 из металла. Зафиксированы в углублениях деки и верхних колках.
- Основание — опорный элемент.
У арфы разноцветные струны, это необходимо для лучшей ориентации в выборе нот. Струны, звучащие как «до», окрашены в красный, а те, что звучат как «фа», — в черный либо синий цвет. Выделение диезов и бемолей отсутствует.
Звучание арфы
Игрой на арфе создают благородную, переливистую музыку, звучащую плавно, торжественно, душевно. Звук арфы кажется божественным, внеземным. Кажется, будто играет не человек, а лесная нимфа или олимпийская богиня. Звучание отличается мягкостью, приглушенностью, без выраженных регистров.
В распределении регистров нет четкости:
- нижний — глухой;
- средний — зычный, тяжелый;
- высокий — тихий, певучий;
- самый высокий — едва слышимый, быстро обрывающийся.
Арфист играет, скользя по струнному ряду подушечками пальцев без задействования кончиков ногтей. Распространенный и самый интересный способ создания мелодии — glissando, то есть торопливое перебирание пальцами по струнам.
Тембр арфы уникален, позволяет воспроизвести гитарную, лютневую, клавесинную мелодию. В увертюре «Арагонская хота» можно услышать, как арфист имитирует гитариста. У современной арфы 5 октав и, благодаря педалям, возможно воспроизведение нот от контроктавного «ре» до «фа» в 4-ой октаве.
Разновидности
Помимо общераспространенной педальной модели, существует много народных разновидностей:
- андская, она же перуанская, — распространенная у индейцев Анд, большая, с объемным резонатором, делающим басовое звучание зычным и густым;
- валлийская — с 3-рядными струнами;
- кельтская, она же леверсная, — небольшая, лишенная педалей, тон звучания корректируется вращением рычагов на раме, число струн варьируется от 20 до 38;
- ардин — небольшая арфа западноафриканского происхождения;
- саунг — дугообразно изогнутый ручной инструмент из Мьянмы;
- парагвайская — распространена в Южной Америке и Мексике, легче европейской педальной.
Отдельно нужно назвать электрическую арфу — вариацию педальной, оснащенную звукоснимателями. Если сравнить со звучанием акустической модели, то в целом разницы нет, разве что у электрической оно чуть более пронзительное, поэтому ее любят использовать рокеры и джазовые исполнители.
Интересные факты
Арфа многие века остается символом Ирландии. Впервые ее изобразили на флаге шотландского короля Якова VI. С той поры изображение присутствует на всех государственных флагах Соединенного Королевства. В 1922 году, став отдельным государством, Ирландия продолжила изображать инструмент на государственной и президентской печати, гербе, флаге, монетах.
Кельтские племена верили, что времена года сменяются, когда божество загробного мира Дагда играет на арфе.
Есть арфа, устроенная таким образом, что обеспечивает одновременную игру двух арфистов, причем каждый использует пальцы обеих рук.
Граф Николай Шереметьев вопреки общественным правилам женился на крестьянке Прасковье Ковалевой, которая влюбила в себя дворянина, будучи талантливой арфисткой.
Американская 17-летняя арфистка Карла Сита в 2010 году стала рекордсменкой, когда музицировала дольше 25 часов.
Древнеегипетские жрецы считали арфу магическим инструментом, использовали в обрядах.
Самая большая группа арфистов включала 420 человек разных возрастов и национальностей. Музыканты собрались на фест в парагвайском Асунсьоне осенью 2013 года, младшему из них было всего 8 лет, самому старому — 70 лет.
Нашел ответ на свой вопрос по истории арфы, за что вам огромное спасибо!
Пожалуйста, Олег! Рад что моя статья помогла.
Прекрасный инструмент, слушать который можно бесконечно!
Согласен, звук арфы завораживающий!
Удивительно, как можно было играть больше суток, тем более на таком непростом инструменте! Я поражена!
Видимо исполнительница настолько любит свое дело, что время за игрой на арфе для нее проходит незаметно.