Народный итальянский инструмент, под звучание которого пели серенады в Средние века, известен далеко за пределами Европы. Мандолина популярна на всех континентах – в США, Австралии, Японии.
Содержание статьи
Что такое мандолина
Мандолина – небольшой итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент класса хордофонов. Произошел из семейства лютни. Имеет квинтовый строй. Отличается овальным корпусом и особенностями звучания. Струны натянуты парами, каждая пара называется хором.
История инструмента
Предок мандолины – лютня, которая появилась ещё в Месопотамии в IV в до н.э. Именно от её разновидности, называемой сопрановой лютней, и взяла свое начало мандолина. Родиной инструмента считают Италию. Музыковеды выделили мандолину в отдельный вид в XIV веке из-за существенной разницы. От лютни мандолина отличалась широкой шейкой и прямой головкой грифа и числом струн.
Нынешняя привычная модель была разработана еще в XVIII веке. Мастера Виначиа сделали деку изогнутой, углубили корпус. Инструмент получил 4 спаренные стальные струны и квинтовый строй. Этот вид носит название неаполитанская мандолина. Первые образцы до сих пор хранятся в музее.
Началось массовое производство мандолины в странах Европы. Сочный звук позволил новому инструменту войти в состав оркестра.
Появились свои разновидности во Франции, где разработали обратное натяжение струн, и в царской России – там для лучшего резонанса и звучания устанавливали вторую верхнюю деку.
Но популярность инструмента была недолгой, к середине XIX века мандолина почти вышла из употребления. Она звучала лишь как национальный итальянский инструмент.
Вновь о ней вспомнили в конце XIX – начале ХХ века, когда появились формы с плоским корпусом и расширенным диапазоном. Они широко использовались в 30-е годы в джазе и кельтских мелодиях и применяются до сих пор.
Строение мандолины
Устройство инструмента обычное для струнных:
- Корпус в форме капли выпуклый снизу в виде кузова или плоский, который включает в себя две деки и обечайку. Верхняя дека для резонанса выполняется плоской или изогнутой, как у скрипки.
- Панцирь предназначен для защиты верхней деки от ударов медиатором.
- Голосник (резонатор) отверстие в верхней деке для улучшения качества звука.
- Подструнник предназначен для передачи вибрации струн на корпус, делается из дерева.
- Струнодержатель металлический
- Гриф состоит из головки с колками и шейки.
- Верхний порожек для регулирования высоты струн над грифом и подставка сделаны из твердых пород древесины. Подставка двигается.
- Накладка с ладами заходит на деку, всего у инструмента 18 металлических порожков – ладов.
- Струны от 8 до 12 штук, объединенные парами или по три, из высокоуглеродистой стали.
Корпус делают из изогнутых планок. Подходит для изготовления чёрное дерево палисандр, из них получаются дорогие инструменты с хорошим качеством звука. Материал подешевле – вишня и клен.
Дека обычно еловая или из кедра, что обеспечивает лучший резонанс. Гриф вырезают из лиственницы, палисандра, клёна. Накладка – палисандр или чёрное дерево. Колки изначально были деревянные или костяные, сейчас металлические.
Виды мандолин
За века создано множество видов мандолин. Самые распространенные типы:
- Флорентийская в F-стиле выглядит как половинка груши в разрезе. На ней исполняют кантри и фолк.
- Мандолина в А-стиле схожа по виду с гитарой, нижняя дека у неё чаще плоская, корпус каплевидной формы. Первые инструменты этого типа возникли в начале ХХ века.
Видов мандолин множество. Они отличаются числом струн, диапазоном, тембром и формой.
- Мандриола (сицилийская мандолина) – это мексиканский народный инструмент с 4 тройными струнами, которые настраиваются в унисон.
- Мандочелло – крупный вид, напоминающий гитару, длина грифа 63-68 см, строй виолончели.
- Лаоуто – греческая разновидность, схожая с мандочелло, имеет такой же строй.
- Цистра звучит как октавная мандолина, но имеет дополнительную пару струн (их у нее 5).
- Мандола – предок мандолины с 4 двойными струнами, настраиваемыми в скрипичном ключе.
- Октавная мандолина звучит на октаву ниже неаполитанской, мензура 50-58 см, конструкция предполагает наличие 4 струн.
- Сопранино мандолина (малая) самая маленькая и редкая из всех видов, расстояние от верхнего порожка до бриджа всего 24 см.
- Мандо бас – смесь мандолины с контрабасом, имеет 4 или 8 струн и три варианта настройки.
- Неаполитанская – конструкция с выгнутым корпусом с перегибом в области подставки. Ноты для инструмента пишутся в скрипичном ключе, четыре пары струн настраиваются по квинтам. Это классические концертные разновидности.
- Португальская с плоской нижней частью. На верхней деке голосника нет, его заменяют резонаторные эфы. Распространена в Ирландии и на американских континентах.
- Миланская с 6 парами струн, которые также натянуты по две. Строй мандолины этого вида выше гитарного на октаву.
- Ирландский бузуки – инструмент для игры кельтской музыки, конструкция предполагает 4 двойных струны.
Помимо акустических есть электоромандолины. В таких инструментах установлены звукосниматели и отсутствуют резонаторные отверстия в корпусе.
Сфера использования
Инструмент универсален, используется в разных жанрах. Подходит для исполнения сольных партий, хорошо звучит в качестве аккомпанемента, используется в ансамблях народной музыки и традиционных академических.
Существуют оркестры, состоящие только из мандолин разного типа, так называемые неаполитанские оркестры.
Модели А-стиля предназначены для исполнения классических произведений, фолк-музыки, кельтских мелодий.
Модель Ф чаще звучит в стилях кантри – сельская музыка переселенцев США и блюграсс.
Блюграсс – акустический стиль, смесь ирландского, британского стилей с мелодиями афро-американских народов – джазом и блюзом.
Для мандолины писали произведения великие композиторы: Вивальди, Верди, Моцарт, Бетховен, Стравинский, Паганини.
Мандолины звучат в этномузыке, рок-н-ролле, рок-композициях известных групп – “Led zeppelin”, “Ария”, “Styx”.
Техника игры
Музыкант во время игры занимает положение сидя нога на ногу. В этом случае инструмент располагается на верхней ноге исполнителя, гриф немного приподнят под углом. Стоя играют, крепя инструмент ремнем через плечо.
Опытные исполнители-мандолинисты используют пиццикато, глиссандо, пульгар, флажолеты, арпеджио, вибрато, мелизмы и некоторые другие способы звукоизвлечения.
Пальцы левой руки прижимают струны на ладах. На мандолине играют аккордами или зажимая струны по одной.
Правая рука располагается на корпусе, медиатор находится между большим и указательным пальцем. Пальцами играть не принято. Звуки извлекают движением кисти, рука не напряжена. При касаниях ближе к подставке инструмент звучит резче, к головке грифа – глуше и мягче. Его звук мягкий, сочный насыщенный, но быстро затухает.
Основные приемы игры:
- Тремоло – главный прием, помогающий получить долгий звук, представляет собой быстрое чередование ударов по направлению вверх-вниз;
- Удары вверх;
- Удары вниз;
- Переменные удары.