Маримба – музыкальный инструмент, подобный ксилофону. Имеет богатую историю – от национальных ударных инструментов до современного использования во многих направлениях музыки.
Содержание статьи
Что такое маримба
Маримба относится к ударным музыкальным инструментам. Она состоит из деревянных брусочков, по которым бьют покрытыми пряжей или резиной молоточками.
Название в переводе с языка группы африканских племен означает инструмент, подобный ксилофону.
История инструмента
Происхождение маримбы уходит корнями в африканскую музыку регионов Сахары, Конго и Замбези. Вместе с рабами инструмент распространился в Центральной Америке. Первое задокументированное упоминание относится к 1550 году: на маримбе играли рабы из Гватемалы. В 1604 году появились сведения о музыкантах племени майя, которые использовали инструмент с резонаторами из тыкв.
В XVIII-XIX веке игра на маримбе стала достаточно распространенной. Инструмент использовали в различных фестивалях. А с провозглашением независимости Гватемалы в 1821 году, маримба была выбрана национальным гватемальским инструментом.
Также маримба стала частью музыкальной культуры Колумбии и Эквадора, где инструмент использовался в проведении религиозных церемониях и песнопениях.
В 1850 году Мануэль Болан Крус, маримбист из Мексики, усовершенствовал старую модель. Внесенные изменения касались замены резонаторов, расширения клавиатуры и удлинения ножек инструмента, чтобы исполнители могли играть стоя.
В 1892 году мексиканский музыкант Корасон де Хесус Борас Морено еще больше расширил звучание маримбы, добавив несколько музыкальных полос, по назначению подобных черным клавишам фортепиано.
В 1894 году С. Ургадо создал двойную маримбу, на которой могло играть сразу 7 человек.
На основе латиноамериканской модели был разработан оркестровый инструмент. Компании из США адаптировали его для западной музыки. Поначалу маримба использовалась для игры в водевилях.
В 1947 году французский композитор Дариус Мийо написал концерт для маримбы и вибрафона. Благодаря этому маримба вошла в западную классическую музыку.
В середине XX века маримба становится популярной в Японии. Одним из знаменитых исполнителей в Стране Восходящего Солнца является Кейко Абэ.
В конце XX века современными музыкантами были найдены новые способы игры на маримбе.
Конструкция
Инструмент может быть разных габаритов: от небольших, переносных до больших, на которых играют сразу несколько человек.
Маримба состоит из большой рамы, на которой располагается меньшая рамка с деревянными брусками-пластинами, размещенными, как клавиши фортепиано. Каждая пластина имеет разную толщину и размер. Количество брусьев может колебаться в зависимости от размеров инструмента.
Под брусками находятся металлические резонаторы-трубки. Они придают звучанию объем и глубину. В днищах резонаторов проделаны отверстия, затянутые мембраной или бумагой. Это делается для получения гула и объемного шума. Длина трубок зависит от частоты извлекаемого из пластины звука и типа инструмента. Если октав больше 4 1/3, необходима длина резонатора, превышающая высоту маримбы. Поэтому концы трубок могут быть загнуты. Некоторые производители расширяют трубки в днища наподобие коробок. Это позволяет создать достаточно резонирующего пространства без удлинения трубок.
Звук извлекается с помощью палочек-колотушек. Их наконечники обмотаны хлопковыми или шерстяными нитками, реже используются резиновые или пластмассовые насадки. От типа используемых палочек зависит характеристика звука. Подбирая их, можно получить широкий спектр звучания: от резких щелчков, подобных ксилофонным, до смягченных звуков, как на церковном органе.
В концертных вариантах брусья располагаются в 2 ряда, под которыми находятся трубы-резонаторы с днищем.
Отличие от ксилофона
Маримба является разновидностью ксилофона, и имеет некоторые особенности. Резонаторные трубки маримбы длиннее, чем у ксилофона. Разница от ксилофона имеется и по звучанию. Маримба имеет мягкие тона, а у ксилофона они жесткие. В маримбе звук усиливается деревянным или металлическим резонатором.
Диапазон ее звучания составляет 3-5 октавы, а ксилофона – 2-4.
Как звучит маримба
Маримба обладает глубоким и богатым звучанием. Но оно относительно негромкое для постоянного использования в оркестровой музыке, к тому же имеет специфический тембр.
Стандарта для ее спектра нет. Существует 4 распространенные разновидности по диапазону звучания:
- 4 октавы – от ноты “до” малой октавы до ноты “до” четвертой октавы;
- 4 1/3 октавы – от ноты “ля” большой октавы до четвертой;
- 4 1/2 октавы – от ноты “фа” большой октавы до ноты “до” четвертой;
- 5 октав – от нот “до” большой октавы до четвертой. Используется для концертного исполнения.
Иногда встречаются 6-октавные модели, но они изготавливаются только на заказ и применяются для сольных выступлений.
С помощью маримбы можно исполнять разные типы композиций – лирические мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.
Техника игры
Исполнение на маримбе считается одним из сложнейших. Исполнитель должен владеть сразу четырьмя или шестью палочками. Колотушки нужно держать в руках по две. Располагать их можно перекрещенными или удерживаться между пальцами.
Но играть на инструменте можно сразу нескольким музыкантам, что облегчает исполнение и позволяет создавать более сложные композиции.
Мягкие палочки используются для низких нот. Высокие ноты извлекаются твердыми колотушками. Для удобства иногда берут градуированные молоточки: на левой половине – мягкие, жесткие – справа. Поворотом нужной стороной меняется использование палочки для нужного звука.
Сфера использования
Маримба используется в сольных выступлениях, ударных ансамблях, духовых и концертных оркестрах. Чаще всего используется сочетание маримбы и вибрафона. Также данный инструмент применялся в оранжировке некоторых композиций популярной, джазовой, авангардной и рок-музыки. Например, звучание можно услышать в песнях Фреди Меркури, группы “АББА” и других исполнителей.