Орган — величественный инструмент, к большинству параметров которого можно смело применить эпитет «самый». Он обладает мощнейшим звуком в самом большом диапазоне, а многие концертные экземпляры выглядят настоящими колоссами.
Содержание статьи
Что такое орган в музыке
Название инструмента есть и в латыни, и в греческом языке. Переводится «organum» как «орудие, приспособление». Музыкальный инструмент, который относится к духовому клавишному виду, являет собой сложнейшую многоэлементную систему. Она включает клавиатуру для ручного и ножного управления, и до десятков тысяч труб.
Такая конструкция обеспечивает широкую вариативность тембра звучания и множественность звуковых импровизаций, в том числе замену других оркестровых инструментов. Поэтому орган справедливо величают «королем духовой музыки» и «симфоническим оркестром».
Звучание органа не имеет аналогов. Оно мощное, помпезное, проникающее в душу, вызывающее дрожь восхищения.
История органа
История величественного инструмента начинается с древнегреческого мифа. Бог скотоводов и пастухов Пан изобрел сиринкс — подобие флейты, скрепив в ряд тростниковые трубочки неодинаковой длины. Изумительной красоты мелодия заставляла нимф пускаться в пляс.
Но это миф, а настоящим прародителем органа был гидравлос — водяной духовой инструмент, который придумал во II веке до н.э. греческий инженер Ктесибий. Конструкция устройства многократно оптимизировалась. Когда водяной насос гидравлоса сменился мехами, нагнетающими воздух гораздо сильнее, чем на это способны человеческие легкие, появилась возможность увеличить число и размер трубок.
В XI веке об инструменте узнали европейцы. Эра расцвета органной музыки наступила в Германии XVII века. В то время органы являли собой произведение искусства: имели изысканные конфигурации, щедро декорировались, каждый экземпляр обладал индивидуальным звучанием, подходящим для конкретного помещения.
Роскошный, торжественный звук органа, заставляющий задумываться о высших материях, привлек интерес католических церковников. Инструмент стали устанавливать во всех церквях, а написание духовной органной музыки стало выгодным ремеслом для тогдашних композиторов.
В православных странах органная музыка считается светской. По православной традиции при богослужениях недопустимо музыкальное сопровождение.
В XIV веке конструкцию оптимизировали: сделали клавишные ряды поменьше, увеличили диапазон. В XV веке появился средний по величине и маленький орган, который можно было переносить. В XVIII веке, благодаря значительному техническому усовершенствованию, орган стал полноценной заменой оркестра в плане звукового разнообразия. В XX веке конструкторы стали отходить от принципа создания массивных и величественных изделий. Сегодня все более популярными становятся компактные модели, на которых удобно играть.
Как устроен орган
Производство органа — дело непростое, ведь в конструкцию входит невероятное количество деталей, крепежей, функциональных элементов. Рассмотрим основные:
- Пульт — рабочее место органиста. Здесь множество кнопок, рычагов, педалей — элементов управления.
- Мануалы — клавиатурный комплекс для ручного способа игры. Число клавишных рядов индивидуально для каждого экземпляра: обычно 2–4, максимум 7. Регистры органа распределены по мануалам, самые сильные относятся к основному, наиболее близкому к сидящему органисту. Мануал оснащен 61-ой клавишей, диапазон звучания представлен 5-ю октавами.
- Регистры — трубки, совмещенные по тембру. Они имеют разную длину и диаметр. Бывают язычковые и простые варианты. Чем крупнее отверстие, тем грубее и ниже звучание. Делают трубы из свинца, меди, жести, металлических сплавов, реже из оригинальных материалов, например, древесины.
- Педали — ножной клавиатурный комплекс, позволяющий добиваться низкого, густого звучания.
- Трактура — электрическая, механическая или пневматическая схема передачи импульсов трубам. Бывает игровой, когда сигналы получают педали и мануалы, и регистровой, когда получатели импульсов — регистры.
Принцип работы заключается в том, что при прохождении воздушных струй по трубам органист манипулирует кнопками и рычагами для активации конкретного регистра. Игра на органе — дело физически непростое: необходимо задействовать одновременно руки и стопы. Причем для лучшей чувствительности органист надевает особую обувь с тонкой подошвой. Композиторы создают нотные партии отдельно для ручного и ножного клавиатурных комплексов.
Поскольку у каждого органа индивидуальное число труб и клавиш, органистам приходится переучиваться, садясь за новый инструмент.
Чтобы орган звучал корректно, в помещении должна быть идеальная акустика. Хотя диапазон включает лишь 5 октав, в действительности путем переключения регистров можно сдвигать ноты на 1–2 октавы.
Разновидности инструмента
Существует несколько классификаций органов:
- по оснащению функциональной части — духовые, язычковые, аналоговые, электронные, цифровые;
- по распределению — классические, романтические, барочные;
- по назначению — камерные, церковные, концертные, театральные;
- по числу клавиатурных рядов — одномануальные, двухмануальные, трехмануальные и далее.
Сфера использования
В католических и протестантских церквях органисты выступают соло или как аккомпанемент. В театрах и в концертных залах орган ставят у стены, противоположной партеру. Реже инструмент скрывают в большом углублении за стеной, ограничивающей сценическую площадку.
Помимо сольного звучания, орган замечательный вариант ансамблевого аккомпанемента. Он может стать одним из инструментов при выступлении оркестра, может сопровождать вокал одного исполнителя или хора. Но оперные партии имеют органное сопровождение в редких случаях.
Знаменитые органисты
Чтобы исполнять музыкальные произведения на органе, необходимо быть талантом, а чтобы еще и сочинять органную музыку, — гением. Такой гений знаком каждому — немецкий композитор XVIII века Иоганн Себастьян Бах. Также из талантливых органистов прошлых эпох нужно назвать:
- немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона — начало XIX века;
- австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта — вторая половина XVIII века;
- немецкого поэта Кристиана Шубарта — середина XVIII века.
Сегодня орган — не самый популярный инструмент. Но есть несколько современных органистов, обладающих бесспорным талантом, собирающих многотысячные концертные площадки:
- немецкий дирижер Гюнтер Рост;
- француз Максим Патель;
- татарская органистка Лада Лабзина;
- французский композитор Тьерри Эскеш;
- английский композитор Дэвид Бриггс.
Самые известные органы в мире
Сам по себе инструмент уникален, но есть экземпляры, которые поражают весь мир:
- В спортивно-концертном зале «Boardwalk», что в американском Атлантик-Сити, находится самый большой орган в мире, он же самый голосистый. Помимо основного пульта, оснащенного 7-ю мануалами, есть мобильный, состоящий из 5-ти дополнительных клавиатурных комплексов. Трубы огромные, железобетонные, их количество составляет 33112. Самая длинная возвышается на 18 м. Трубы соединены в 455 регистров. Не существует другого экземпляра с таким большим числом тембров и с таким мощным давлением воздушных потоков.
- Орган Уонамейкера — самый массивный из действующих старинных экземпляров, состоит из 30067 труб, объединенных в 451 регистр, и из 6-ти мануалов. Произведен в 1904-ом для Всемирной выставки, проходившей в американском Сент-Луисе, а ныне после многократных оптимизаций радует слушателей в филадельфийском торговом комплексе «Macy’s».
- Самый крупный инструмент в Западной Европе находится в главном соборе немецкого города Пассау. Он выпущен в 1993 году, оснащен 17774 трубами, совмещенными в 229 регистров, и 5-ю мануалами.
- В оперном театре в австралийском Сиднее в 1979-ом установили крупнейший инструмент, который работает с применением механической трактуры. У него более 10000 трубок, объединенных в 125 регистров, и 5 мануалов.
- В России крупнейший орган, имеющий около 6500 трубок, совмещенных в 90 регистров, и 4 мануала, высится в Кафедральном соборе города Калининград.
- В церкви Святого Иосифа, что в Лас-Пиньясе на Филиппинах, стоит орган, 832 трубки которого сделаны из бамбука.
Интересные факты
Звукоподражательные способности органа поразительны. С его помощью можно воспроизводить не только тонкий писк и грозный рев, но и птичье пение, колокольный звон, шум воды, много чего еще.
Вес самого тяжелого органа из когда-либо существовавших превышал 250 тонн.
Древнейший сохранившийся предок современного органа, сделанный в XIV веке, точнее отдельные его части, находятся в Стокгольмском историческом музее.
В годы Великой Отечественной войны немцы называли советские «Катюши» «сталинскими органами», так как эти реактивные орудия выстреливали со страшным грохотом.