К настоящему времени в мире насчитывается более трёх сотен музыкальных инструментов. Музыкальные тарелки являются не самыми популярными среди них, но они представляют собой интересные устройства, о которых подробно рассказано в тексте ниже.
Содержание статьи
Что такое музыкальные тарелки
Тарелки – это музыкальный инструмент, относящийся к группе ударных и часто состоящий из двух частей. Тарелки уникальны тем, что не имеют фиксированного значения высоты извлекаемого из них звука. То, насколько низким или высоким он будет, зависит от мастерства музыканта, обращающегося с инструментом. При наличии у него высокого профессионализма возможно получение звуков любой тональности.
Сталь является главным материалом для изготовления тарелок. Однако не из всякой стали можно получить качественные инструменты. С этой целью используют сплавы особого состава. Можно выделить четыре основных:
- Латунь – в её состав входят цинк и медь в процентном соотношении 38 к 62 соответственно.
- Колокольная бронза – сплав олова и меди, где соотношение долей содержания составляет 1:4.
- Нейзильбер – соединение никеля и меди, в котором преобладает второй металл, его доля составляет 88%.
- Ковкая бронза – сплав меди с оловом с преобладанием меди и содержанием олова в количестве 8%.
Существуют и другие вариации соединений, но широкого применения они не нашли.
Среди представленных видов тарелок в зависимости от материала изготовления самыми звонкими являются бронзовые. Латунные устройства имеют более тусклое звучание.
История создания
Упомянутые ударные музыкальные инструменты появились ещё в древнейшие времена. Их аналоги были найдены на территории древнего Китая, Индонезии, Японии, Индии. Они относятся к бронзовой эпохе. Более молодые инструменты обнаружены в Греции и Турции – более южных странах. Строение древних находок похоже на форму колокола: они конусообразные и в нижней части имеют кольцевой изгиб. Тогда звучание тарелок образовывалось путем удара их друг о друга.
Только после 13 века инструмент получил распространение в других частях мира. Из Китая его донесли до Османской империи. Её народ поработал над внешним видом устройства. Он привёл его в близкий к существующему и привычному для современного общества вид. Тогда тарелки применялись в основном в военном деле, где были необходимы торжественные и решительные мотивы.
Европейские государства скептически отнеслись к новинке из восточных поселений. Они привлекали тарелки только тогда, когда нужно было создать мотивы турецкой жизни. Даже в XVIII и XIX веках только у трех музыкантов можно было услышать, как звучат тарелки в их произведениях.
Расцвет тарелки начали переживать в XX веке и сейчас приобретают всё большую популярность в попсовой музыке. Многие музыканты создают не только новые методы игры, но и модели инструмента.
Устройство инструмента
Музыкальные тарелки выглядят как два выпуклых диска. Они изготавливаются с помощью литья. После него происходит ковка, которая придает изделию конечную форму. В середине диска в современной интерпретации находится сквозное отверстие. С его помощью появляется возможность прикрепить ремень или закрепить инструмент на специальной стойке.
В диске тарелок выделяют несколько частей. У основания купола берёт начало ride-зона. Это поле является главной частью, которой отводится самая большая по площади поверхность. На краях располагается crash-зона. Она отвечает в основном за извлечение громких звуков и является более тонкой. Главные партии в произведении часто занимают удары именно по краевой части.
Звучание музыкальных тарелок напрямую зависит от их устройства, точнее от главных параметров диска:
- толщина – чем толще тарелка, тем более громкий и объемный звук она даёт;
- размер купола – широкий купол гарантирует множество обертонов и звонкость игры;
- диаметр – большие поверхности позволяют получать более громкие звуки. Тарелки меньшего диаметра в совокупности звучания других инструментов теряются.
Разновидности
Типы тарелок различают в зависимости от их размера, внешнего вида и звучания:
- Парные тарелки (Clash cymbals) – сейчас они представляют собой два идентичных диска. Они расположены рядом друг с другом на одной стойке, имеющей механизм управления ими ногой. Это очень удобно для одновременной игры на барабанах. Примерный диаметр составляет 13-14 дюймов. Популярной моделью считается хай-хэт (Hi-hat cymbal), которую также можно отнести к подвесным. Всё зависит от того, каким образом её применять.
- Пальцевые тарелочки (Finger cymbals) – имеют диаметр всего 2 дюйма. Диски предназначены для расположения на пальцах руки – большом и среднем. Поэтому они называются пальцевыми. Впервые они были созданы для девушек, исполняющих танец живота. Такое явление было распространено в Индии. В данный момент тарелочки можно встретить в узких этнических общностях.
- Подвесные тарелки (Suspended cymbal) имеют несколько подвидов:
- Сплэш (Splash cymbal) – имеют равномерную толщину купола и края, но тонкое тело, что даёт высокий и тихий звук. В диаметре составляют 12 дюймов.
- Райд (Ride cymbal) – позволяют извлекать короткий, но довольно яркий звук. Это обеспечивает их более толстый край. Классический диаметр – 20 дюймов. Разновидностью подвида являются sizzle, отличающиеся наличием изменяющих звук цепочек.
- Крэш (Crash cymbal) – дают широкий и мощный звук. Оркестровые тарелки такого вида имеют диаметр от 16 до 21 дюйма. Имеют тонкую краевую часть и нетолстую поверхность купола. Используются для расстановки акцентов, сольные части в произведениях для них не предназначаются.
- Чайна (China cymbal) – группа китайских моделей. Из них можно извлечь «грязный» звук, который характеризуют как звучание гонга. Их подвидами являются pang и swish.
Сфера использования
За счёт существования различных приёмов игры на тарелках они приобрели значительную популярность. Основными способами считаются:
- удары друг о друга (применимо для ручных тарелок);
- удары палочками, часто барабанными, по подвешенным моделям;
- смычковая игра.
В оркестре тарелки выполняют роль выделения кульминационного момента или создания особой ритмики произведения.
В современной музыке инструмент используется вместе с барабанами. Для создания гармонии их звуки должны извлекаться на недалёком расстоянии.