Колокольчики – ударный оркестровый инструмент, сонорика которого занимает промежуточное место между перезвоном колоколов и мелодией ксилофона. Также может называться глокеншпилем (от нем. «Glocke» – колокольчик и «Spiel» – игра).
История инструмента
Родиной колокольчиков считается Китай. В культуре этой страны есть легенда, связанная с их созданием. Сказание гласит, что по приказу императора придворный мастер должен был смешать свинец, медь, серебро и золото, а из получившегося сплава отлить колокола, голос которых будет проникать в самую душу. Когда металлы были расплавлены и кипели в котле, туда случайно угодила Прелестный Цветок – юная дочь одного из императорских чиновников. Девушка погибла, но смерть красавицы не была напрасной, ведь никогда ни один музыкальный инструмент не звучал так щемяще-нежно, трогательно и мощно.
Традиция использования колокольчиков прочно вошла в быт многих стран, в том числе у народов Японии, Северной Америки и Азии. Их стали отливать из самых разнообразных сплавов, различные по размеру и толщине стенок, извлекая из них ударами все более мелодичные звуки.
В Европу колокольчики пришли в 17 веке. Через два столетия конструкция видоизменилась: на смену колоколам пришли пластины. Хоть сам инструмент стал выглядеть иначе, его название осталось неизменным.
Виды колокольчиков
Колокольчики как музыкальный инструмент представлены в двух видовых вариантах:
- Обыкновенный – состоит из деревянной трапециевидной рамы и металлических пластин разной длины, размещенных в два ряда по аналогии с белыми и черными клавишами фортепиано. Звук из инструмента извлекается с помощью двух молоточков или палочек-малетов.
- Клавишный – пластины находятся внутри корпуса и по ним ударяют специальные механизмы, приводимые в движение нажатием внешних клавиш. Более всего такие колокольчики напоминают маленькие пианино или челесту.
Звучание
Глокеншпиль относится к идиофонам: ударным инструментам, звучащим благодаря материалам, которые были использованы для их создания. Так как каркас колокольчиков изготавливается из дерева, а пластины из металла, «голос» у инструмента громкий и звонкий.
Характерный диапазон извлекаемых звуков для большинства инструментов: от «до» второй октавы до «до» пятой октавы. Иногда, чтобы расширить этот спектр, количество настроенных по хроматике пластин увеличивается от 25 до 32.
Звуки, воспроизводимые на этом ударном музыкальном инструменте, в действительности получаются выше, соответственно ноты для него пишутся на октаву ниже.
Тембр колокольчиков определяется как светлозвенящий, мягкий – в пиано, и резкий, щелкающий, яркий – в форте.
Сфера использования
Особенность этого музыкального инструмента в том, что для сольных выступлений он используется редко, однако часто включен в состав оперных и симфонических оркестров как дополнительный инструмент.
Колокольчики неоднократно использовались в классической музыке:
- Моцарт, «Волшебная флейта»;
- Гендель, «Саул»;
- Бородин, «Князь Игорь»;
- Делиб, «Ария с колокольчиками»;
- Глинка «Марш Черномора» и др.
Также расслышать звучание глокеншпиля можно в джазовых мелодиях, саундтреках ко многим современным фильмам и мюзиклам, в рекламных роликах.
Кроме того, колокольчики часто применяются в современной педагогике, так как хорошо помогают развить чувство ритма и фонематический слух.