Челеста является ударно-клавишным музыкальным инструментом. Она считается одним из популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.
Содержание статьи
Что такое челеста
Название инструмента происходит от итальянского слова celesta, означающее “небесный”.
Челесту часто относят к идиофонам, то есть инструментам, источником звука в которых является сам инструмент или его часть. Но точное отнесение к какой-либо группе по классификации инструментов до сих вызывает вопросы. Кроме ударно-клавишной группы, челесту иногда относят отдельно к клавишным или ударным.
История создания
В 1788 году английский мастер Ч. Клагтет сконструировал музыкальный инструмент, названный им камертонным клавиром. Механизм звучания заключался в ударах молоточков о стальные камертоны разных размеров. Такой клавир считается прообразом челесты.
В 1868 году французский мастер Виктор Мюстель разработал другой подобный музыкальный инструмент – типофон. Одновременно с этим в Шотландии появляется похожий инструмент – дультисон. Позже Огюст, сын Виктора Мюстеля, усовершенствовал механизм: камертоны были заменены металлическими пластинами с резонаторами. В 1886 году на новый музыкальный инструмент был получен патент, где указывалось название модели – челеста.
В 1888 году челеста была публике на всемирной выставке в Париже. За свое изобретение Виктор Мюстель получил орден “Кавалер ордена Почетного легиона”.
Строение челесты
Средняя высота челесты – 1 м, ширина – 90 см. По внешнему виду похожа на пианино или фисгармонию, но имеет более простой механизм извлечения звуков.
Инструмент состоит из деревянного корпуса и механизма для извлечения звука.
В корпусе имеется нотная полка. Под ней в 2 ряда расположены 49 клавиш, которые соединяются с деревянными, обитыми войлоком молоточками. Последние при нажатии на клавиши бьют по металлическим пластинам, находящимся на деревянных резонаторах. Каждой клавише соответствует отдельный резонатор. Резонаторы настроены на основные частоты пластин, поэтому усиливают и резонируют их звук. Это позволяет получить особое звучание в нижнем регистре.
Снизу корпуса, справа от его середины находится одна педаль, аналогичная правой педали форте у фортепиано. Ее механизм позволяет сохранить одну продолжительность для каждого тона. Нажимая на нее, исполнитель удлиняет или приглушает синхронное звучание.
Челеста по некоторым параметрам напоминаем глокеншпиль – оркестровые колокольчики. Но в отличие от них игра на челесте требует навыков обращения с ударно-клавишными инструментами. Поэтому в оркестрах на инструменте могут играть пианисты. Они же на фортепиано заменяют челесту, если инструмент отсутствует.
Звучание челесты
Челеста оправдывает свое итальянское название, напоминая перезвон колокольчиков. Строение инструмента разработано так, что основные тоны усиливаются, и это смягчает звук и придает глубину звучанию.
По диапазону звучания подразделяется на 2 вида:
- 4 октавы – от ноты “до” первой октавы до ноты “до” пятой. Является наиболее популярным типом инструмента.
- 5 с половиной октав.
Данное разделение необходимо при применении челесты в определенных музыкальных произведениях.
Для челесты ноты пишутся в скрипичном или басовом ключе на октаву ниже настоящего звучания. Это связано с тем, что при игре на данном инструменте звуки получаются октавой выше.
Сфера использования
Наибольшую популярность челеста приобрела на рубеже XIX-XX веков.
Впервые инструмент был использован Эрнестом Шоссоном в постановке “Буря” по произведению У.Шекспира в 1888 году. Звучание нового инструмента понравилось П.Чайковскому, и в 1891 году русский композитор познакомил российскую публику с челестой на премьере симфонической поэмы “Воевода”. Позже инструмент зазвучал в балете “Щелкунчик”.
Широко использовался данный инструмент и в классической музыке. Например, в произведениях композиторов Г. Малера, Г. Холста, Д. Шестаковича, Э. Бриттнера и многих других.
Не обошли вниманием челесту джазовые исполнители О. Питерсон, Ф. Уоллер, М. Льюис и другие.
Инструмент также нашел применение в оперной музыке. Он использовался Пуччини в “Тоске” в 1900 году, Морисом Равелем в “Испанской эпохе”, Бриттеном в “Сне в летнюю ночь” и остальными.
Челестой часто пользовались для усиления мелодий, исполняемых на других инструментах.
В современное время челеста преимущественно включается в состав оркестровых групп, реже – для сольных исполнений. Ее использование распространено в популярной, классической, джазовой и рок-музыке. Колокольчатое звучание инструмента слышно в песнях Стиви Уандера, The Beatles, Rolling Stones и других.
Из-за своеобразного колокольчикового звука челеста нередко используется в мюзиклах, рекламных мелодиях, саундтреках к кинофильмам и в написании рождественских мелодий.
Интересные факты
Несколько примечательных фактов об инструменте:
- Первые образцы челесты имели педаль посередине корпуса. Ее расположение было переменено немецким мастером Шидмайером, перенесшим педаль вправо.
- П. Чайковский до самой премьеры “Воеводы” скрывал, какой музыкальный инструмент он хочет использовать. Приобретение челесты происходило в тайне ото всех. Композитор опасался, что другие музыканты смогут использовать челесту раньше него
- С помощью челесты исполнялась партия стеклянной гармоники – Инструмент быстро вышел из употребления, но предусматривался в произведениях некоторых музыкантов ХIX века.
- Челеста была применена Фэтсом Уоллером в одновременной игре на 2 двух инструментах. Другой рукой американский джазмен играл на фортепиано.
- Звучание челесты популярно в написании саундтреков к кинофильмам. Например, начальная часть Hegwig’s theme, саундтрека к первым трем фильмам о Гарри Потере, в “Звездных войнах”, “Один дома”.
- Несколько десятилетий назад многие производители прекратили выпуск челесты. Единственной оставшейся фирмой является компания Schiedmayer, выпускающая инструмент по параметрам изобретателя Виктора Мюселя, и Yamaha.