Клавесин – это разновидность музыкального инструмента, особенно популярная до XVIII века. В то время его использовали многие известные композиторы. Кроме того, клавесинисты обеспечивали музыкальное сопровождение званых вечеров, устраиваемых знатью. Интересный факт заключается том, что первые упоминания о нем датируются 14 веком, но до наших дней сохранились только устройства, произведенные в 16 веке в Италии.
Содержание статьи
Что такое клавесин
Клавесин внешне и строением похож на фортепиано, орган, рояль, пианино и т.д. Он относится к классическим, щипковым, струнным музыкальным инструментам. Звук извлекается за счет защипывания стерженьком струны. В движение стержень приводится за счет нажатия на клавиши. Его можно использовать как сольно, так и в составе оркестра.
Клавесин считается предшественником фортепиано. В разных странах есть свое название для клавесина. Так, в Англии он был больше известен как харпсихорд, а в Италии – чембало. Под наименованием клавесин он был более известен в России, Германии и Франции. Он характеризуется металлическим и достаточно звенящим звучанием. Особую популярность он имел до 18 века. В XXI веке его используют редко, т.к. его вытеснило фортепиано, рояль и электронное пианино.
История происхождения
Точная история создания клавесина не известна. Не установлено, кто смог его изобрести. Первые экземпляры появились в Южной Европе еще в 7 веке. Его прототипы использовались в тавернах для увеселения посетителей. Сейчас нельзя точно выяснить, кто придумал клавесин. Первый доработанный вариант появился в итальянской Венеции, где быстро приобрел популярность у богатых жителей.
Первые сохранившиеся изображения этого инструмента датируются 9 веком. Старейший инструмент был коротким и имел грузный корпус из дерева, внутри которого располагался механизм, предназначенный для извлечения музыки.
Первое письменное упоминание, дошедшее до нас, датируется 1397 годом. В эпоху Возрождения его описал Д. Боккаччо в своем произведении “Декамерон”. В дальнейшем его начали делать более широким, располагать клавиши в 2 ряда. Струны стали делать удлиненными для получения более глубокого звука. С 1579 года массовое производство прибора начали фламандские мастера. Наиболее старинные инструменты, дошедшие до наших дней, относятся к 16 веку. Большинство из них были сделаны в Венеции. Они имеют 8 регистров. У них был корпус крупных габаритов, изготовленный из кипариса. В те времена реже применялись другие виды дерева.
Устройство клавесина постоянно претерпевало изменений. Изначально язычок делали из вороньего пера, но в дальнейшем его начали выполнять из металла, а затем и пластика. Габариты конструкции постепенно уменьшали. Производители делали корпус с более красивым дизайном. Часто поверхность инструмента расписывали. Клавесины начали выглядеть изящнее. При этом принцип их работы оставался неизменным.
В 18 веке начался закат популярности этого инструмента. Его стали вытеснять фортепиано. На рубеже XIX-XX века была предпринята попытка возрождения культуры игры на клавесине. Было установлено несоответствие тембра фортепиано для исполнения произведений, написанных для клавесина. Инициатором возрождения стал музыкант и композитор Арнольд Долмеч. В его мастерской в 1986 году был создан первый инструмент. В дальнейшем он открыл мастерские в Париже, Бостоне и некоторых других городах. Сейчас созданием клавесинов занимаются многие производители музыкальных инструментов.
Устройство клавесина
Корпус современного клавесина имеет крыловидную, треугольную форму. Его могут выполнять как из фанеры, так и из массива дерева. На каждой клавише находится миниатюрный толкатель-прыгун, конец которого венчает лангетта с закрепленным язычком, обеспечивающим защипывание струны при нажатии. Над язычком находится демпфер, выполненный из войлока или натуральной кожи, предназначенный для приглушения вибрации. Чтобы сделать звучание громче или тише, а также для коррекции тембра, задействуются переключатели.
Звучание инструмента
Первые клавесины имели всего 3 октавы. Начиная с конца 17 века выпускают инструменты, имеющие 5 октав. При этом клавишные мануалы были расширены до 2. Акустические параметры клавесина значительно ниже, чем у рояля. Специфический тип передачи напряжения от клавиши к струнам обеспечивает яркое и немного скрежуще-пронзительное звучание. Играть на нем не сложнее, чем на других щипковых музыкальных инструментах.
Разновидности
Клавесин прошел длительную эволюцию. Это привело к появлению большого количества видов этого инструмента. Они отличаются типом звучания. Распространенные разновидности клавесина:
- Лютневый. Это наиболее распространенный классический вариант инструмента клавесин. Он характеризуется носовой тембральностью. Инструмент может звучать как пиццикато. Прибор относится к щипковым, но не имеет отдельного ряда струн. С помощью рычага можно слегка приглушить звук. Часто нижнюю часть корпуса выполняют округлой.
- Спинет. Это клавесин итальянского производства. Клавиши расположены в один ряд. В нем струны натянуты диагонально и имеют разную длину. Габариты у инструмента относительно небольшие. Некоторые мастера изготавливали спинеты размером со шкатулку.
- Верджинал. Этот вариант клавесина выпускают в Англии. Струны натягивают параллельно клавиатуре. Инструмент имеет характерную прямоугольную форму. Клавиши расположены в 1 ряд.
- Мюзелар. У такого инструмента клавишный ряд смещен к краю длинной стороны. Этим он отличается от традиционных вариантов. Это обеспечивает специфическую тональность звучания, отличную от той, что свойственна лютневым инструментам. Внешне мюзелар напоминает клавикорд.
- Клавицитерий. Это крайне необычный вариант клавесина. В нем струны натянуты на вертикальном каркасе, по строению напоминающем арфу. Таким образом, клавиши расположены перпендикулярно струнам. Клавицитерий не занимает много места в помещении.