Что такое рояль в музыке?

Кто изобрел рояль, из чего он состоит и к какой группе инструментов относится?

Недаром название музыкального инструмента переводится с французского как «королевский». Востребованность рояля в современной музыке обусловлена сильным, многосложным, гармоничным звучанием, с точностью передающим настрой исполнителя и смысл музыкального произведения.

Что такое рояль

Это концертная разновидность фортепиано с красивым, поднимающимся в форме крыла корпусом. У этого музыкального инструмента расположение деки горизонтальное, мелодия создается при битье молоточками по струнам, когда музыкант ударяет пальцами по соответствующим клавишам. То есть это клавишный струнный инструмент.

Исполнителя, играющего на рояле, правильно назвать пианистом.

Музыкальный инструмент рояль
Инструмент выглядит массивно, но при этом изящно

История инструмента

Прародители рояля — разнообразные клавишные — появились в Средневековье. Ранним подобным инструментом, у которого каждой клавише соответствовала струна, был клавикорд. Следующим по очереди возникновения предком стал клавесин. Его струны, как и рояльные, имеют горизонтальное расположение, а мелодия возникает при прикосновении пера или кожаного элемента к струне. У обоих этих инструментов звучание слабое, тихое, подходящее для малого круга слушателей.

Одним из тех, кто размышлял над тем, как бы повысить громкость подобных инструментов, сделать их пригодными для сценического использования, был флорентийский конструктор Бартоломео Кристофори. Как-то, слушая уличных лицедеев, он заметил, что сильные звуки получаются при ударах мягкими палками по струнам инструментов. Тогда мастер в 1709-ом изобрел так называемый большой клавесин, звучащий и тихо, и громко. Это был первый экземпляр фортепиано. Изобретение имело корпус в форме крыла, было оснащено молоточками с соответствующими механическими деталями, но педального и демпферного механизма не было.

На протяжении многих поколений мастера оптимизировали конструкцию. В XIX веке появилась цельная металлическая рама, струны стали располагаться перекрестно. Так смог возникнуть рояль. Промышленное производство инструмента стартовало в 1850-е сначала в Германии и США, затем в других странах.

И рояль, и пианино — две разновидности фортепиано. Только у первого инструмента струны лежат горизонтально, у второго — вертикально.

Оптимизацией конструкции рояля в разные периоды занимались именитые композиторы и мастера музыкальных инструментов, в том числе Иоганн Штрейхер, Себастьян Эрар, Юлиус Блютнер.

История создания рояля

Строение рояля

Рояль относится по техническому устройству к большой струнно-клавишной группе инструментов. Он состоит из деки, находящейся в корпусе, над которой тянутся струны из металла. Мелодию создают стучащие по натянутым струнам снизу молотки с покрытием из войлока. А крылообразная форма корпуса обусловлена тем, что разные по высоте звуки определяются длиной струн. Чем короче длина, тем выше звук. Для низкой тональности значение составляет 2 м, для высокой — 5 см.

У компактных роялей количество струн варьируется от 220 до 230, а у концертных изделий — от 240 до 250. К каждой клавише присоединено конкретное число струн, неодинаковое на протяжении клавишного ряда:

  • первые 8–10 клавиш — по единственной витой струне для игры в низком тембре;
  • вторые 5–7 — по 2 витых;
  • третьи 7–10 — по 3 витых;
  • четвертые 60–65 — по 3 струны с гладкой поверхностью.

Натяжение струны составляет примерно 120 кг, чем обусловлена мощность звучания, которая разнится в зависимости от размеров рояля. Так, огульное струнное натяжение у крупного концертного экземпляра выше 20 т. Корректировать звучание помогает педальный механизм. Педаль справа делает звук сильнее, слева — глуше, а центральная обогащает тональность.

У классического рояля сложное, многоэлементное строение, которым обуславливается гармоничность и широкая вариативность звучания. Вот схема конструкции:

  • чугунная цельная рама в форме решетки, принимающая натяжение;
  • футор — крепкая деревянная рама, выполняющая опорную функцию при струнном натяжении;
  • шпрейц — поддерживатель футора;
  • форбаум — лицевой элемент корпуса, прикрепленный к раме;
  • аграфы — винтовые ограничители звучания струн из латуни с перфорацией, крепящиеся спереди к чугунной основе;
  • вирбельбанк — пластинчатая деревянная опора со множественной перфорацией, предназначенной для вирбелей — крепежей для струнного натяжения;
  • каподастр — зафиксированный на вирбельбанке металлический поперечный крепеж струн к рее высокого тембра, ограничивающий колебания струнных участков;
  • панцирь — соединенная с вирбельбанком рамочная пластина, принимающая наибольшее натяжение;
  • штапик — соединенная с панцирем рея, разделяющая струны на вибрирующие и невибрирующие зоны;
  • штульрама — массивный пластинчатый поддерживатель всего механизма, зафиксированный на боках инструмента;
  • фусклец — основа, в которую упираются ножки инструмента.

Звучание рояля

Это один из наиболее значимых в современной музыке инструментов, благодаря сильному, сочному звучанию в большом диапазоне. Инструмент предназначается преимущественно для сольного исполнения классических музыкальных произведений. Рояль отличается от пианино тем, что звучит выразительнее, его тембровая окраска более насыщенная, а диапазон шире. Также у рояля более восприимчивые клавиши и более многогранные игровые возможности.

Самые преданные поклонники рояля среди классических композиторов — Фредерик Шопен, Леопольд Годовский, Ференц Лист, Иосиф Гофман, Сергей Рахманинов.

Благодаря предусмотренным принципам воздействия силы тяжести и двойной репетиции, когда повторно звуки извлекаются при неполном поднятии клавиш, рояль звучит насыщенно, многогранно, красочно. Добиться виртуозного, сложного в плане разнообразия звуков исполнения проще, чем на пианино.

Разновидности

Рояли делятся на виды по габаритам. Они бывают:

  • концертные большие от 2,7 м — отличаются наивысшим диапазоном и выразительным звучанием, предназначаются для крупных концертов, симфонических оркестров, звукозаписывающих студий;
  • концертные малые 2,2–2,5 м — по качественным характеристикам мало отличаются от предыдущих, но подходят для концертных площадок средней величины и некрупных оркестров;
  • салонные 2,0–2,2 м — по названию понятно, что такие популярные модели предназначены для музыкальных салонов и небольших концертных помещений, также их используют в музыкальных школах;
  • кабинетные 1,8–1,9 м — отличаются средним диапазоном и умеренной выразительностью, рекомендуются для домашней любительской игры, подходят и для музыкальных школ;
  • кабинетные малые 1,6–1,8 м — имеют скромный диапазон и любительское назначение;
  • миньоны 1,4–1,6 м — компактные изделия с наименьшим диапазоном для покупателей с соответствующими финансовыми возможностями.

Интересные факты

Крупнейший рояль в мире, составляющий в длину чуть более 6 м, стоит в концертном помещении в польском городке Шимбарк. Его сделали по случаю 200-летнего юбилея Шопена, дополнительно оснастили органными трубками.

Самый маленький музыкальный инструмент, составляющий в длину лишь 33 см, создали японские мастера из компании «Sega Toys».

Самый дорогой рояль изготовлен эксклюзивно для катарского шейха. Его корпус сплошь покрыт кристаллами Сваровски. Обошлось такое великолепие более чем в 500 тысяч долларов.

Лучшими современными производителями роялей считаются австрийцы «Bosendorfer», японцы «Shigeru Kawai» и «Yamaha», немцы «Bechstein».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: