Что такое трещотка в музыке?

Как выглядит народный инструмент трещотка и к какой группе инструментов относится

Трещотка является неотъемлемой частью истории искусства Древней Руси. На праздниках обязательно играли на этом музыкальном инструменте. Несмотря на его незамысловатость, овладеть техникой игры сразу не получиться.

Что такое трещотка

Трещотка или трескотуха – народный музыкальный инструмент, сделанный из дерева. Она относится к ударным, шумовым видам инструментов. Простая конструкция и несложная техника игры привлекала музыкантов, поэтому трескотуха стала популярной. Со временем русские народные ансамбли стали постоянно использовать трещотку в своих выступлениях: заменять ею хлопки. Этот инструмент олицетворяет народные традиции.

Это интересно знать: трещотка издает громкий трескучий звук. Отсюда произошло ее название.

В своих выступлениях русские ансамбли делают акцент на пении, а музыкальные инструменты сопровождали хор. Поэтому многие из них являлись предметами, используемые в быту: ложки, трещотка, свистулька, колотушка. Благодаря незамысловатой конструкции, сделать трескотуху было просто. А материал, из которого изготавливали инструмент, находился всегда под рукой.

Музыкальный инструмент трещотка
Пластинчатая и круговая разновидности инструмента

История инструмента

Где и когда именно были изобретены трещотки определить невозможно. В 1992 году при археологических раскопках под Новгородом были найдены остатки трещоток. Владимир Иванович Поветкин – музыковед и реставратор, предполагает, что остатки относятся к XII веку. Это ранний вариант инструмента, который известен науке.

Данный ударный музыкальный инструмент был популярен среди населения европейской части России: Тульская, Калужская, Новгородская, Курская, Ленинградская области. Эти области до сих пор гордятся своими мастерскими и мастерами, занимающиеся изготовлением инструмента. Изначально трескотуха использовалась только на свадебных церемониях: считалось, что ее звук отгоняет злых духов от молодоженов. Позже инструмент стали использовать на всех праздниках.

Это интересно знать: инструменты подобные трещотке встречаются в истории других народов:

  • Шаманы австралийских аборигенов использовали трещотку, чтобы вызывать духов.
  • Шаманы племени апачей Северной Америки применяли ее, когда предсказывали будущее.

Возникновение трескотухи объясняется следующими факторами: раньше была востребована именно та группа инструментов, которая отличалась простатой использования, небольшим размером, изготовлялась из подручных материалов, громко звучали. Изначально на трескотухе играли только женщины: подтанцовывая, напевая песню, они свободно могли играть на этом инструменте. Трескотуха сохранилась до нынешних времен благодаря тому, что техника ее изготовления передавалась через поколения.

Конструкция трещотки

Трещотки изготавливают из дерева. Походящим сортом дерева считается дуб, подходят также клен и орех. В качестве вспомогательных материалов может быть использован шнур или толстая леска.

Это интересно знать: дуб относится к твердым породам деревьев, поэтому трещотки, сделанные из этой древесины, звучат громче, чем экземпляры из других сортов.

Пластинчатые трескотухи выглядят как набор дощечек одинаковой длины, скрепленные между собой. Размеры детали: длина – 13-18 см, ширина – 5-7 см, толщина – 5-6 мм. Для одной единицы используют 12-20 дощечек. Из того же материала изготавливают прокладки, которые по размеру составляют 1/3 от длины дощечки.

Детали с одного конца просверливают, чтобы получилось два небольших сквозных отверстия. Через них поочередно пропускается дощечки, прокладки. Шнур завязывают в узел. Нынешние мастера деревянные прокладки заменяют на пластиковые бусины.

К главным деталям круговой трещетки относятся корпус и ручка, которые также изготовлены из дерева. Корпус – прямоугольная рама, размеры которой составляют 20х10, 20х5, 30х10 см. Одна из меньших сторон рамы отсутствует, через эту сторону пропускается рукоять, на которую крепиться корпус, зубчатая вставка и пластина. Иногда в инструменте было сразу несколько пластин, зубчатых вставок, тогда звук становился громче. Рукоять для рамки является осью, по которой она свободно вращается. При вращении язычок касается свободной стороной зубьев, в результате образуется трескучий звук.

Позже мастера начали украшать инструмент различными лентами, бубенцами, рисунками, резными узорами.

Звучание трещотки

При исполнении трещотками заменяли хлопки в ладоши, поэтому логично, что ее звук похож на них. Такие громкие звуки привлекали к себе внимание. Но с развитием искусства на Руси, развивалось и мастерство игры на инструментах. Поэтому из трещотки начали извлекать приятные, ритмичные звуки. Они подходили для создания такта, дополняли хоровое пение. Игра на инструменте была задорной. Звук трескотухи приятно дополняет звучание других народных инструментов и хоровое пение.

Разновидности

Трещотку применяли для нескольких целей, но популярный вариант использования — это музыкальный инструмент. По форме различают два вида трескотухи:

  • пластинчатая;
  • круговая.

Это интересно знать: круговые трескотухи были популярны в северо-западной части России, а пластинчатые – в юго-западной.

Помимо формы, отличаются они друг от друга принципом игры. Эти виды имеют подвиды:

Пластинчатая трещотка Круговая трещотка
веерная одноязычковая
плоская многоязычковая
рукоятчатая однорамная
курская двухполосная

Их основные отличия заключаются в количестве пластинок и язычков, а также их форме. Размеры делают примерно одинаковыми, чтобы инструмент свободно держался в руке.

Как играть на трещотке

Новичку может показаться, что играть на трещотке легко, но неумелые руки смогут извлечь лишь громкие раздражающие звуки. Для игры на пластинчатой трещотке существует несколько техник:

  1. Стакатто. В этой технике музыкант располагает инструмент на уровне груди, большими пальцами обхватывая петли, а свободными ударяя по крайним пластинам. Звук получается резким и дробным.
  2. Дробь. Данная техника схожа с игрой на гармони, то есть поднимая один конец, второй остается в прежнем положении и так по очереди. В итоге инструмент издает мелодичный звук.

При игре на круговой трещетке также есть свои тонкости: держа инструмент над головой издается один звук, на уровне груди – другой. Многое зависит от частоты вращения. Для того чтобы звук получился красивым и мелодичным, и попадал в общий такт, музыкант должен обладать хорошим слухом.

Это интересно знать: круговая трещотка была взята за основу для многих современных детских игрушек.

Сфера использования

Трескотуху использовали в качестве инструмента звуковой сигнализации. Сторожи при вечернем обходе домов могли оповестить жителей о случившейся беде. Ее использовали также в качестве игрушки для детей. Родители могли оставить ненадолго малышей с этой игрушкой. Слыша звук трещотки, они знали, что ребенок рядом.

Это интересно знать: веерные трещотки развивают у детей чувство ритма, внимание и координацию.

Трещотка сохранила свою главную функцию музыкального инструмента. Ни один народный ансамбль не обходится без этого инструмента. Его удобно хранить, перевозить. Играть на нем также удобно: небольшой размер и простая техника игры являются его основными плюсами. Благодаря звучанию, песня приобретает народный колорит. Трещотки стали неотъемлемой частью исполнения русских народных ансамблей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: