Маракас – один из древнейших музыкальных инструментов. Благодаря своему простому извлечению звука он не утратил значения и в современной музыке.
Содержание статьи
Что такое маракас
Маракас является ударно-шумовым музыкальным инструментом. Он относится к группе идиофонов – инструментам, у которых звук извлекается за счет вибрации без использования струн, мембран. По своему виду маракасы напоминают своеобразные музыкальные погремушки. Дизайн инструмента не поменялся и в современные дни выглядит почти так же.
Название произошло от слова «марака», используемого южноамериканским племенем тупи-гуарани. Наименование трансформировалось в испанском языке, где множественная форма звучит как maracas. Инструмент может иметь другие региональные названия.
История создания
Точно установить время появления маракас невозможно. Специалисты выдвигают 2 теории возникновения инструмента. Согласно одной, маракасы появились среди племен араваков, обосновавшихся на Кубе, Ямайке, Багамах и Пуэрто-Рико. По другой версии, инструмент сначала создался в Африке, а уже потом, в период колониальных завоеваний, попал в страны Латинской Америки. Возможно также параллельное возникновение на обоих континентах, потому что существуют свидетельства о существовании мексиканских маракасов в XV веке и о родственных ему инструментах у племен островов Тихого океана.
По легенде племен Кубы, сама природа подсказала идею создания маракас. Когда плоды горлянкового дерева сильно высыхали на солнце, то семена внутри отделялись от усохшей мякоти и бились о стенки. Своеобразный шум понравился индейцам, и они стали изготавливать такие инструменты, используя любые подходящие плоды.
Из стран Латинской Америки маракасы распространились по всему миру.
В 1809 году итальянский композитор Гаспаре Спонтини использовал маракасы в опере «Фернан Кортес, или завоевание Мексики».
В России они появились в начале XX века, когда его привез С. Прокофьев. Он ввел звучание маракаса в симфонию «Ромео и Джульетта» в 1935 году.
Строение инструмента
Конструкция инструмента включает корпус и ручку. Корпус чаще всего имеет форму шара, но также может быть овальным. Материалом служит древесина, кожа на гибких прутьях, тыквина, кокос, глина, а также технологичные материалы: пластмасса, сталь, акрил, стеклонить.
Внешняя его поверхность всегда ярко окрашена, может иметь рисунки. Внутри корпус заполнен шуршащими или звенящими предметами – различными зернами, высушенным горохом, бусинками и др.
Деревянная или металлическая ручка прикреплена снаружи шара и служит для удержания инструмента. Для удобства наполнения она может откручиваться.
Региональные виды инструмента могут несколько отличаться друг от друга. Корпус кубинского маракаса имеет грушевидную форму и размеры до 15 см. А в южной Венесуэле инструмент самый маленький – 7-12 см. В горных регионах Анд на территории Колумбии марака преобразована в цилиндрическую форму, проткнутую с двух сторон палочками, чтобы наполнитель не высыпался.
Как звучат маракасы
Звучание маракасов напоминает сочетание шороха, шуршания и шелеста. Оно возникает при встряхивании инструмента, когда наполнитель ударяется о стенки корпуса.
Звук может быть четким и громким или перекатывающимся, шуршащим. Маракас создает ритм, более высокой частоты, чем у барабана, поэтому хорошо подходит для сопровождения танцев.
Конкретное звучание зависит от параметров корпуса и наполнителя. Чем толще стенки корпуса, тем ниже звучание. Также звучание меняется в зависимости от техники игры.
Техника игры
Во время игры на маракасах исполнителю необходимо хорошо развитое чувство ритма. С помощью инструмента можно создавать ритм, получать ритмическое сопровождение и разную тональность.
Маракас держат за ручку и делают движение вниз, будто ударяют, а затем резко поднимают вверх. При таком движении содержимое шара пересыпается и, ударяясь о стенки, издает характерные звуки. Они отличаются в зависимости от материала шара и наполнителя.
В процессе исполнения используют несколько технических приемов:
- Базовое движение. Маракас дважды встряхивают вправо-вверх, вниз и влево.
- Стаккато – прерывистые встряхивания с заглушением звучания;
- Дабл – поочередное двойное встряхивание одной рукой и затем двойное движение другой;
- Свинг – встряхивания маракасами с движениями рук и тела;
- Другие приемы, например, поочередные одиночные встряхивания.
При правильно выполняемых движениях идет отдача в запястье.
Маракас можно держать касаясь корпуса или только за ручку. Во втором случае корпус направлен вверх под углом в 30-45 градусов. Инструмент при этом сотрясается за счет движения запястья.
Чаще всего используется парное использование маракасов. Каждый из инструментов настраивается по-своему, и таким образом создается разнообразное звучание. Для этого необходимы 2 маракаса с разной высотой звука. Тот, который обладает более низким и сильным звучанием, берется в правую (у левшей – левую) руку. Это необходимо для выделения и усиления низкого тона.
Для получения шуршащего, сыплющегося звука маракас нужно резко опускать примерно на половину диаметра корпуса.
Непрерывное звучание достигается круговыми движениями.
Иногда маракас держат в одной руке и ударяют по нему другой или похлопывают корпусом по частям тела. Такой прием дает мягкий аккомпанемент.
Сфера использования
Маракас широко используется в традиционной южноамериканской и латиноамериканской музыке. Изначально он применялся в ритуальных церемониях, потому что ему приписывались сверхъестественные силы.
Сейчас маракасы можно встретить в разных музыкальных жанрах: джаз, эстрадная и поп-музыка. Игру на них использовали Rolling Stones, Led Zeppeling и другие рок-группы.
Маракасы нашли применение даже в симфонических произведениях. Данный инструмент использовал С. Прокофьев, Э. Варес. С необычным применением маракаса связаны интересные факты. Например, американский композитор Л. Бернстайд использовал инструмент вместо барабанных палочек в симфонии «Иеремия». Это помогло создать драматический эффект.