Оркестр русских народных инструментов отличает широкий звуковой диапазон, нижний тон которого задаёт балалайка-контрабас. Этот инструмент выглядит как обычая балалайка, но отличается от неё большими габаритами. Об этом музыкальном инструменте и пойдёт речь в данной статье.
Содержание статьи
Что такое балалайка-контрабас
Балалайка-контрабас – это русский народный музыкальный инструмент струнно-щипкового типа. По другой классификации, является хордофоном, то есть таким типом, извлечение звука из которого производится посредством щипка струны, закреплённой между двумя неподвижными точками. Аналогом инструмента считают домру-контрабас, имеющую другое звучание из-за другой конструкции корпуса, но обладающая аналогичным диапазоном звучания и строем. Эти домры сейчас в оркестре почти не встречаются.
Главное отличие балалайки-контрабаса от младшего собрата (балалайки) – в больших размерах, что обуславливает особенную манеру игры и её роль в оркестре русских народных инструментов. Балалайка-контрабас – самая большая в своём семействе и самая низкая по тону.
История инструмента
Балалайка – это народный инструмент, корни истории создания которого затерялись в славянской древности. Единой технологии его изготовления, равно как и техники игры, размерности, не существовало, поскольку в России вплоть до середины 19 века европейская музыкальная теория являлась достоянием лишь высшего сословия – дворянства, культурно связанного с Европой.
Интерес к исконно русской культуре, музыке, в частности, стал возвращаться в середине 19 века, на фоне распространения в стране особого русского менталитета, выраженного в знаменитой формуле Победоносцева «Православие. Самодержавие. Народность». Проявилось это и в возврате моды на национальные музыкальные инструменты.
Так, некий дворянин В.В. Андреев в середине 19 века впервые обобщил теорию и практику балалаечной игры, смело экспериментируя с размерами, количеством ладов, диаметром резонирующего отверстия инструмента. Он же организовал первый концертный ансамбль балалаечников, игравший на инструментах разного звукового диапазона. Группа выступала в высшей публике, также гастролировала по миру.
Свои наработки Андреев передел мастеру императорского двора Францу Пасербскому, который впервые задал единый стандарт производства балалаек (выделил 5 основных видов, поныне составляющих основу оркестра русских народных инструментов – приму, секунду, альт, бас, контрабас), а также наладил серийное промышленное производство инструмента.
С тех пор балалайка-контрабас в основных конструкционных чертах практически не изменилась – изменения произошли лишь в части применяемых при производстве материалов корпуса и струн (так, появились нейлоновые струны).
Устройство балалайки-контрабаса
Музыкальный инструмент внешне очень похож на классическую балалайку. Он состоит из следующих основных элементов:
- Корпус, который состоит из передней (дека, плоская плиты треугольной формы) и задней (полукруглой формы, состоящей из нескольких скреплённых друг с другом под углом клеем плит) частей. Материал – дерево разных пород.
- Гриф, содержащий 17 ладов, разделённых металлическими порожками (иногда 16 ладов).
- Струны (металлические или нейлоновые, с обмоткой). Всего их три.
- Резонирующее круглое отверстие в деке.
- Металлическая ножка, прикрепляемая к нижней части корпуса. Это отличительная черта инструмента от других представителей семейства балалаечных. Она необходима, так как на балалайке-контрабас обычно играют стоя, и держать её в руках из-за большой массы и высоты возможности нет.
Габаритные размеры инструмента: длина составляет в среднем 1600 сантиметров, из них около половины даёт корпус, ещё около половины – гриф. Длина рабочей части струны составляет в среднем 1500 сантиметров. Вес музыкального инструмента – от 10 до 30 килограмм.
Звучание инструмента
Балалайка-контрабас имеет самый низкий среди сородичей диапазон звучания (самый низкий тон). Звук, издаваемый ею, можно охарактеризовать как очень низкий, глубокий и долго резонирующий. Квартовый строй инструмента составляют открытые струны. При этом первой струне соответствует нота «Ре» большой октавы, второй и третьей – ноты «Ля1» и «Ми1» контроктавы (единицы в названии указывают на принадлежность к ней. В нотной записи их традиционно опускают, то есть фактически запись ведётся нотами повышенной октавы).
Сам диапазон при этом составляет две полных октавы, то есть 8 полуладов. Нижняя граница находится на ноте «Ми» контроктавы, верхняя – на «До» первой октавы. Таким образом, практический частотный интервал включает полностью большую и малую октавы, а также части контр и малой октав.
Играть на обозреваемом инструменте непросто – струны очень толстые, и для их зажатия на грифе и качественного звука требуются большие физические усилия. Поэтому наиболее популярным способом звукоизвлечения является игра с медиатором (применяется кожаное изделие размерами 60 на 60 миллиметров). Также определённое распространение получила техника игры пиццикато (по аналогии со смычковыми инструментами). Для того чтобы извлечь звук из струны, необходимо сделать щипок большим, средним и указательным пальцами.
Область применения
Инструмент отличается от прима-балалайки меньшей распространённостью, так как почти не используется в соло-выступлениях. Однако он является важной частью любого русского народного ансамбля или оркестра. Его задача – заполнить звучанием низкочастотные линии выступления. Также оркестры часто применяют балалайку-контрабас как ритмическое средство по аналогии с бас-гитарой в рок-коллективах.
Как и многие балалаечные, контрабас работает в рамках оркестра в составе музыкальной группы, играющей в унисон, с целью добиться более глубокого и громкого звучания. В рамках ансамблей возможно применение балалайки-контрабаса в одиночном варианте.