Цимбалы – древнейший инструмент, у которого есть множество аналогов во всем мире. Он является символом и национальным инструментом белорусского народа.
Содержание статьи
Что такое цимбалы
Цимбалы – хордофон, деревянный музыкальный инструмент. Относится к струнным ударным. Звук извлекается ударом по струне молоточками.
История инструмента
История цимбал началась несколько тысячелетий назад. За это время они много раз видоизменялись и получали новые разновидности.
Инструменты, похожие по строению на лежачие арфы, изображены на предметах, найденных при раскопках древнешумерских поселений. Эти находки датируются IV тысячелетием до н.э. Другую разновидность цимбал в то время знали в Иерусалиме: в Ветхом завете говорится, что сантур создан царем Давидом.
Инструменты, схожие по технике игры, в древности были распространены повсеместно: монохорд в Древней Греции, чжу в Китае. В каждой стране мира он получил своё название: в Иране это сантур, в Армении – канун, в Восточной Европе – цимбалы.
По версии исследователей, в V столетии н.э. именно сантур из Индии принесли с собой цыгане, поселившиеся среди славян. Струны первых цимбал были из крученых жил или кишок животных, к XII веку постепенно уступили место металлическим.
В Европе мода на цимбалы продолжалась на протяжении XIV – XVI веков. В России инструмент появился в XV веке в дворянской среде. Дамы стремились обучиться игре, чтобы удивить гостей уникальным светлым и лёгким звуком.
Изначально на инструменте играли соло, с XVII века начали использовать в качестве аккомпанемента. XVIII век – время проникновения цимбал в оркестр. В 1852 году они прозвучали в героико-лирической опере венгерского композитора Эркеля Ференца “Банк Бан”, позже появляются в опереттах и симфониях.
В 1870 году мастер из Венгрии Йожеф Шунда создал концертные цимбалы с демпферной педалью, усиленным массивным корпусом и ножками. Ему пришлось увеличить число струн, чтобы расширить диапазон звучания. Спустя 4 года начался массовый выпуск инструмента.
В 1925 году появились ансамблевые разновидности. Мастера Захар и Сушкевич усовершенствовали конструкцию молоточков, внутреннее устройство цимбал и добились хроматического звукоряда. Диапазон инструмента получил три октавы.
Строение цимбал
Цимбалы состоят из рамы в виде трапеции с декой и струнами. У концертных цимбал нижняя сторона длиной 1 метр, верхняя – 60 см. Составляющие части инструмента:
- корпус;
- дека с резонатором;
- струны;
- штеги;
- вербили (колковый механизм).
Корпус чаще всего выполняется из древесины клена. Дека еловая – этот материал дает лучший резонанс. Штеги на деке разделяют струны на кварты, квинты, терции и секунды. Это позволяет получить звукоряд в три регистра.
Струны держатся при помощи колкового механизма, который регулирует их натяжение. Они объединены в группы по три и звучат в унисон. На концертных цимбалах установлено 29 рядов стальных струн. Струны басовых цимбал омедненные.
Для игры необходимы деревянные палочки – колотушки. Если необходимо, чтобы звучание было мягче, их обтягивают замшей, нитями или тканью. На народных цимбалах играют необтянутыми палочками.
Звучание инструмента
Звучание цимбал легкое, мелодичное, тембр нежный и радостный.
Диапазон в зависимости от разновидности варьируется от двух с половиной до четырех октав.
Цимбалист может извлекать звуки, подобные звону колокольчиков или мелодии, сродни фортепианным.
Ноты для инструмента записывают в скрипичном и басовом ключах.
Цимбалы звучат в оркестре, незаменимы в народных ансамблях, нередко используются для сольных партий и выступлений. Музыкальные направления – классика и современная музыка, джазовые мелодии. Помимо переложенных произведений великих композиторов, для цимбал создаются оригинальные композиции.
Виды цимбал
Цимбалы отличаются числом струн, их длиной, сечением и количеством рядов. Выделяют два вида инструмента: народные в две октавы и концертные с хроматическими гаммами и широким диапазоном звучания.
Венгерские цимбалы (академические) выглядят как тяжелый деревянный ящик на съёмных ножках. Конструкцией предусмотрена демпферная педаль, чтобы глушить струны, то есть быстро прекращать колебания. Этот вид цимбал разработан в начале ХХ века.
Прима звучит в диапазоне от соль малой октавы до си третьей. Помимо неё созданы и другие академические разновидности: пикколо, альт, бас, контрабас.
Народные цимбалы разнообразны по размеру. Нижняя сторона может быть 75-115 см, верхняя часть – 51-94 см. Крепится инструмент на плече или шее исполнителя специальным ремешком и лежит при игре на коленях. Выделяют несколько видов народных цимбал:
- Фольклорные – небольшой компактный инструмент с диатоническим строем в 2-2,5 октавы. Струны не глушатся. У каждой из рук при игре своя функция: правая играет мелодию, левая – аккорды. Молоточки деревянные ничем не обернутые. Белорусские изготавливают только из вишнёвого дерева.
- Сантур – восточный народный инструмент из древесины ореха. Распространен в Грузии, Иране, Армении, Азербайджане. Имеет 96 струн. Отличается тем, что колки расположены не сверху на деке, а по бокам. Палочки делают из бамбука.
- Аппалачские – музыкальный инструмент индейцев Северной Америки. Отличается формой: цимбалы овальные или в виде восьмерки. В конструкции предусмотрены гриф и лады. Длина не более метра. Струн мало, всего 3-5 штук. Используют этот инструмент в основном для аккомпанемента.

Техника игры
Обучение начинается с постановки рук. При правильной технике они не напряжены и не устают. Академические цимбалы стоят на ножках, фольклорные народные нужно держать на коленях.
Играют всей рукой или кистью с зажатой в кулаке палочкой. Колотушки держат между указательным и средним пальцем.
На концертных цимбалах играют колотушками, обернутыми кожей или тканью. Если обшивка молоточков жёсткая, звук будет резче, если мягкая – глухой. Выучить простые мелодии можно за два три урока.
Приёмы игры на современном инструменте разнообразны. Основные:
- Тремоло – легкие, быстрые, чередующиеся удары с определенной частотой.
- Глиссандо – скольжение по струнам последовательно по хроматической гамме.
- Флажолет – современный прием игры. Палец держит нужную струну в районе штеги и убирается в момент удара по ней колотушкой.
- Сурдина даёт глухой звук. Музыкант прижимает струну, чтобы приглушить и ударяет по ней.
- Вибрато – немного опускают струну и нажимают, вызывая ее колебания.
- Арпеджио – звуки извлекаются последовательно друг за другом от низких к высоким.
- Пиццикато – щипки, касания подушечками пальцев или палочками в одном направлении, звук короткий затухающий.
Расширенная техника включает в себя не только касания струн, но и удары по деревянном корпусу, что даёт звук кастоньет.
Интересные факты
- Композитор Игорь Стравинский благодаря известному в Венгрии цимбалисту Аладару Рацу заинтересовался инструментом и научился играть на цимбалах.
- В XVII – XVIII веках инструмент был известен в Европе как “панталеон”. Так его назвал Людовик XIV, по имени немецкого цимбалиста Пантелиона Гебенштрайта. Эта конструкция цимбалы имела клавиши и стала прообразом современного фортепиано.
- Игра на цимбалах была популярна на Руси при дворе с XVI века, когда королева Англии подарила золочёные украшенные драгоценными камнями цимбалы русской царице. Инструмент полюбился знати и долгое время услаждал слух царей.
- В Молдове в Кишиневской консерватории с 1952 года обучают играть на цимбалах.
- Цимбалами также раньше называли музыкальные медные тарелки и даже приспособление для очистки зерна.
- В Средние века была популярна разновидность инструмента под названием псалтерий. В его честь Псалтырем была названа библейская книга, потому что он сопровождал пение ветхозаветных гимнов.