Музыкальный инструмент сямисэн

Что за инструмент сямисэн и как он звучит?

Сямисэн — японский музыкальный инструмент, вобравший в себя национальные традиции и народную культуру. Его звучанием сопровождаются все важные события жителей страны.

Что такое сямисэн

Сямисэн или самисэн, сангэн, сами, сями, пэмпэн — трехструнный щипковый инструмент в виде барабана с длинной шеей. С японского название дословно переводится как «три изящных струны». Его считают аналогом европейской лютни, сравнивают с американским банджо и русской балалайкой.

Сямисэн уникален тем, что является мелодическим и ударным одновременно.

На сямисэне могут играть женщины и мужчины. Традиционно — это излюбленный инструмент японских гейш, которые создали культуру исполнения лирических песен. Мужское исполнительство было связано с театрами Бунраку и Кабуки. В ХХ веке сями стали использовать в композиторской музыке вместе с европейскими инструментами.

Что за музыкальный инструмент сямисэн?
Японский трехструнный инструмент сямисэн.

История инструмента

Сямисэн считается японским народным музыкальным инструментом, но изобретен он был не в Японии. Его предшественниками были: египетский нефер, персидский сетар и китайский саньсянь. Последний в 1390 годах попал на остров Окинава под названием сансин, а в 1562 году появился в портовых городах: Осаки, Сакаи, Кюсю и Хакаты.

Со всех языков название этого инструмента переводится как «3 струны».

Считается, что в Японии официально сямисэн появился в XYI веке. А в начале XYII века, в эпоху Эдо, проник во все виды творчества и получил звание главного инструмента.

Конструкция

Классический сямисэн состоит из квадратного резонатора, похожего на барабан, грифа и трех струн. Конструкцию делают сборно-разборной, чтобы инструмент было удобно переносить и хранить.

Корпус резонатора представляет собой четыре деревянные пластины, обтянутые с обеих сторон натуральной кожей. В Китае использовали кожу змей, а в Японии кошачью и собачью. Переднюю мембрану усиливают дополнительным лоскутом кожи в месте, куда приходятся удары плектра.

Гриф без ладов, с загнутой назад головкой и коробкой с тремя настроечными колками.

На гриф натягивают три струны разной толщины. Их изготавливают из шелка, нейлона или тефлона. На корпусе, под ними размещается костяной, бамбуковый или пластиковый порожек — кома, от размера которого зависит качество и выразительность звучания инструмента.

Играют на сямисэне с помощью плектра «бати». Он достаточно большой, имеет форму равностороннего треугольника с острым рабочим краем. Может быть деревянным, пластмассовым или костяным.

Устройство сямисэна
Основные конструктивные элементы сямисэна.

Как звучит сямисэн

Ударяя плектром по струнам и коже сямисэна, можно воспроизводить вибрирующие и растянутые звуки, похожие на удары барабана и мелодичной лютни. Его звучание также можно сравнить со звучанием американского банджо.

Кроме этого на сямисэне можно воспроизводить гудение, называемое «савари». Гул создается, когда резонирующая струна слегка касается гребня.

Настраивают сямисэн так, как удобно певцу. Существуют три основных строя:

  • хонтеси — для торжественных случаев;
  • сансагари — для трагичной обстановки;
  • ниагари — для создания веселой атмосферы.

Музыкант может настраивать инструмент прямо во время выступления.

Игра на японском сямисэне

Виды

Сямисэны различаются по толщине грифа, жанру, а также способу крепления грифа к корпусу резонатора. Существуют десятки видов сямисэнов, различающихся по интонации и тембру.

Классификация по толщине грифа

Толщина и размер грифа определяет, какой будет окраска звука у конкретного инструмента. По этому признаку сямисэны делятся на три группы:

  • футодзао — самый большой и широкий гриф. Ему соответствует толстая кожа на резонаторе и крупный плектр. На нем можно исполнять музыку в высоком темпе. Этот вид инструмента популярен на севере Японии;
  • тюдзао — сямисэн с грифом среднего размера можно встретить у исполнителей камерной музыки, под его аккомпанемент исполняют народные песни, организуют кукольные театры и разыгрывают драмы;
  • хосодзао — самый маленький инструмент. Этот вид сямисэна с небольшой декой, узким и тонким грифом в основном используется сказителями и для музыкального сопровождения долгой песни. Отличается красивым высоким звуком и ярким тембром и иногда применяется для создания звуковых эффектов в театре и выражения эмоций актеров.

Чем толще гриф, тем больше корпус и толще струны.

Классификация по жанру

Сямисэн подбирают в зависимости от того, в каком стиле будет исполняться музыка. Его подстраивают под конкретные жанры, изменяя разные параметры:

  • общий размер и вес инструмента;
  • материал и толщину струн и мембраны;
  • свойства самой нижней струны;
  • размер и вид плектра;
  • высоту и массу порожка.

Инструменты могут относиться к одной группе по размеру и толщине грифа, но отличаться разной формой плектра и манерой игры.

Классификация по вхождению грифа в корпус

На звучание сямисэна также влияют способ и угол соединения грифа с корпусом. Различают два вида крепления. В одном случае гриф сгибается под острым углом. Другой вид соединения плавный, называется «голубиная грудь».

Размер накладки, к которой прижимаются струны, тоже влияет на акустические свойства инструмента, и бывает разный.

Разновидности сямисэнов

Техника игры

Техника игры на сямисэне обладает всеми особенностями, характерными для игры на струнных музыкальных инструментах семейства лютневых. При этом даже простое касание струн неумелым музыкантом сопровождается приятными звуками.

Играют в основном сидя. Плектр держат в правой руке, а гриф в левой. При этом струны перебирают только тремя пальцами, а большим и мизинцем скользят по грифу. Чтобы звук был более изящным, необходимо одновременно ударять плектром по мембране и струнам, двигаясь вверх или вниз, и перебирать струны на грифе. Защипывание самой нижней струны «савари» обогащает мелодию призвуками и легким шумом.

Отличительная особенность сямисэна — возможность менять характеристику звука, изменяя длину струн, точку удара или технические параметры инструмента: массу, размер, материал.

На сямисэне можно играть тихо, имитируя шепот, и громко, так что звук будет отчетливо слышен снаружи даже на многолюдной улице. Исполнять быстрые танцевальные и развлекательные композиции и медленные народные песни. Звучание может быть как простым, так и эмоциональным.

Существует три стиля игры:

  • ута-моно — песенный, используется для музыкального аккомпанирования театральных представлений;
  • катари-моно — повествовательная или сказовая игра, традиционная для Японии. Один из первых жанров, который воспроизводился музыкантами на сямисэне;
  • минье — сопровождение народных песен.

Знаменитые японские виртуозы могут исполнять на самисэне не только классику, но и партии, написанные для электрогитар.

Сфера использования

Сямисэн сочетается с любым музыкальным жанром. Его используют:

  • для исполнения фольклорной музыки, а также в составе джазовых и авангардных ансамблей;
  • для музыкального сопровождения театральных постановок;
  • в создании музыки к художественным фильмам и анимэ;
  • на всех сельских и городских праздниках;
  • при проведении ритуалов, похорон и на проповедях.

Он может выступать соло или вместе с другими инструментами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: