Одним из представителей индийской музыкальной культуры является ситар. Инструмент производит на слушателя медитативное и завораживающее действие. Своеобразный мелодический эффект достигается за счет его необычной конструкции и тональной настройки. Поэтому ситар требует мастерства и виртуозности и в технике игры, и в умении выстраивать художественный образ, опираясь на тонкое «музыкальное чутье».
Содержание статьи
Что такое ситар
Ситар — это индийский музыкальный инструмент из группы щипковых. Название происходит от слияния персидских слов si (три) и tar (струны).
У ситара вытянутая шея и округлые деки с выпуклым основанием. Изначально инструмент изготавливался из дерева тун, но позднее стала применяться тыква, так как полое пространство усиливало резонирование полутонов. Иногда тыквенный резонатор добавляется рядом с колковой коробкой для придания более атмосферных и обволакивающих интонаций.
История инструмента
История ситара достаточно запутанна. Некоторые ученые склоняются к версии западноазиатского происхождения инструмента. Это связано с тем, что в Индии ситар появился в мусульманскую эру правления Бабуридов, и он имеет большое сходство с таким представителем щипковых, как таджикский сетор.
Другие исследователи настаивают на том, что ситар является исключительно индийским инструментом. Дело в том, что у местных народов уже были подобные струнные, например, вина. Что важно, вина, судя по древним барельефам, появилась гораздо раньше таджикского сетора — в середине II века н.э.
Большинство же музыковедов придерживается мнения о происхождении ситара из семейства лютневых вроде танбура, поскольку оба инструмента имеют похожий внешний вид и принцип звукоизвлечения.
Устройство
Особенностью классического ситара является количество струн: их около 20. На пяти базовых из них музыкант исполняет мелодическую линию композиции. Другие две струны являются бурдонными, то есть, они представляют какой-либо фоновый звук, который сопровождает мелодию на протяжении всего произведения. Чаще всего таким звуком выступает чистый интервал, например, кварта или квинта.
Остальные струны ситара — тараф — являются резонирующими. Располагаются они под базовыми ладами. Звуки тарафа не являются устойчивыми и не имеют четкой тоновой высоты, они создаются за счет колебательных движений, в результате чего рождается удивительный восточный колорит музыкальной композиции.
Важно: Количество струн за всю историю инструмента постоянно менялось, поэтому число их может варьироваться в зависимости от мастера-изготовителя. Встречаются ситары с 19-ю и даже с 21-ой струной.
Настройка ситара происходит при помощи колков на основе раги — характерной ладово-интонационной системе, строящейся на микрохроматике. В индийской музыке раги используют не только в качестве эквивалента классической семиступенной гаммы и других народных ладов, но и в качестве раскрытия философских представлений народов Индии. Каждой раге соответствует собственное настроение, время суток, и главной целью является достижение единства между музыкантом и слушателями.
Техника игры на ситаре
Игра на ситаре предполагает положение тела сидя с согнутыми ногами. Нужно при этом поддерживать ровную осанку. Из-за такой специфической позы есть вероятность зажимов в плечевых и кистевых суставах, но этого нельзя ни в коем случае допускать. Тело музыканта должно быть расслаблено, но при этом в тонусе.
Звуки ситара извлекаются с помощью металлического медиатора, называемого мизрабом. Он нужен для того, чтобы не повредить пальцы рук и обеспечить плавное звукоизвлечение из довольно толстых струн. Для удобства медиатор прочно закрепляется на фаланге указательного пальца, но некоторые артисты предпочитают второй палец или мизинец.
В зависимости от характера музыкальных средств движения правой руки при игре на ситаре могут иметь различные направления. Их традиционно делят на 4 вида:
- Dir. Используется для передачи тремоло. Нужно совершать быстрые движения из стороны в сторону, начав бой с удара по струне.
- Da. Медиатор двигается снаружи внутрь, задействуется первая струна.
- Dra. По первой струне нужно ударить медиатором изнутри, а потом проделать то же, но снаружи. Последний замах должен быть активным и более акцентированным.
- Ra. Мизраб двигается изнутри наружу.
Для извлечения бурдонных звуков используют левую руку, которая оттягивает струны. Из-за этого изменяется тоновая высотность. Мелодия играется также пальцами левой руки.
Интересные факты
Современная музыка, в частности, в стилистике инди, зачастую задействует такой характерный инструмент, как ситар, который приближает слушателя к культуре Индии. Чаще всего в таких случаях используется не классический вариант, а электронный ситар. Выглядит инструмент как электрическая гитара с имитацией звучания народного инструмента. Появился электроситар в 60-х благодаря американскому музыканту Винни Беллу, который сконструировал инструмент совместно с музыкальным брендом Danelectro.
Самым известным ситаристом в мире считается индийский музыкант Рави Шанкар. Он внес большой вклад в музыкальное искусство, сделав известной народную музыку своей страны по всему миру. Артисту удалось вписать оригинальный народный колорит не только в академическую, но и в популярную музыку.
Известно о его длительном сотрудничестве с группой Beatles, в частности, с Джорджем Харрисоном, который познавал мастерство Шанкара при освоении ситара.
Дочери Рави Шанкара — Нора и Анушка пошли по стопам отца, продолжив музыкальную династию. Последняя из них является известным композитором-ситаристом. Анушка совместно со своим ансамблем выступает не только в Великобритании, но и в других странах мира.